Главная
Логин : Пароль :  

[ Регистрация ]   [ Забыл ]

[ Обсудить статью ]

[ << Другие статьи ]

Мьянма. Много лет спустя
Журнал 02`98 "Боевое искусство планеты"

Автор: С.И.Литвинов

Дата: 2000.10.04

АРХИВ - 1998год

 

В январе месяце нам — группе учеников мастера Попова Германа Васильевича, основателя школы "Чой" в России — посчастливилось побывать в командировке в Бирме, в объединенном мьянском клубе AIKI KAI. Командировка носила научно-познавательный характер в области военных искусств. Эта поездка не была из числа тех, которые тщательно и заблаговременно планируются. И как большинство экспромтов она удалась.

В двух словах напомню, что начало объединенного карате и айкидо клуба, как направления, было заложено в послевоенные годы профессором Уешиба. Это был уникальный человек, как по духу, так и по своим природным способностям. В доджо (другими словами, в спортивном зале) школы AIKI KAI висит портрет профессора Уешиба, история создания которого такова. Однажды Уешибо приснился сон: он медитирует, он вдыхает воздух, и тело его наполняется энергией; его грудь, его живот, руки, лицо — все части тела становятся округлыми, как бы наполненными воздухом. Таким он увидел себя во сне. И рассказал этот сон художнику. Если вы окажетесь в школе У Танг Дина, вы увидите этот портрет.

Еще немного истории. Японская оккупация повлекла за собой внедрение боевых искусств в Бирме. Когда война окончилась, У Танг Дин — последователь профессора Уешиба, уговорил одного из японских самураев остаться. Он дал ему денег, машину, жилье — все это в обмен только на одно: на секреты военного мастерства. Шесть лет жил японский самурай в Рангуне. Это, конечно, небольшой срок для того, чтобы "дойти до сути", но, согласитесь, и немаленький.

Теперь все это в руках мастера Тео. Он бережно относится к традициям, заложенным его отцом. Его школа не просто спортзал, где согласно расписанию идут занятия с учениками разных уровней. Это на самом деле клуб, клуб единомышленников, объединенных одной идеей, одной философией. И не только в спорте, но и в жизни. Тут надо сразу оговориться, что слово "спорт" не охватывает всех граней боевого искусства. Каждый, кто познал хоть самую малость в этой области, понимает, что овладение техникой выполнения приема это далеко не все, что нужно для победы.

Наша программа пребывания в Бирме была весьма насыщенная: ежедневные тренировки по айкидо, кендо, теоретические занятия.

Основное внимание на тренировках уделялось ударной технике рук и ног, ведению спарринга. У Мин Тен — старший инструктор школы показал нам наиболее рациональные приемы, применяемые в кумите. Например, эффективное положение рук для проведения блока кулаком или ногой. У Мин Тен познакомил нас с некоторыми особенностями ударов ногой, в частности, он продемонстрировал тонкости и различия японского стиля каратэ, китайского тэйквандо и мьянского бокса.

В технике ближнего боя мастера спарринга широко используют удары коленом снизу, сбоку, блоки локтями. При постановке блоков важный момент — опережающие движения под бьющую руку выше локтя, под бьющую ногу — выше колена, с последующим опрокидыванием противника. Совмещение блока с уходом с линии атаки и проведением контрудара по принципу "исчезает, как ветер, налетает, как молния" — делает поединок не только эффективным, но и красивым, как танец.

Много внимания при отработке техники спарринга было уделено У Мин Теном приемам расслабления, при этом особое внимание он уделял развитию особого периферического зрения, позволяющего замечать даже незначительные движения атакующего. Ключевые приемы использования силы противника против него же — это тоже существенный момент в базовой технике айкидо. Много мы потрудились и над особождением от захватов с применением бросковой техники. Запоминать весь этот обширный материал нам порекомендовали в медитативных позах. Очень эффективно!

Особо хочется остановиться на работе с оружием (кендо). Казалось бы, в век, насыщенный огнестрельным оружием, неразумно противопоставлять ему, этому оружию, меч, палку. Такая идея выглядит неправдоподобно. Зачем же тогда заниматься изучением кендо? Оказывается есть зачем. Мы на себе испытали ценность таких тренировок. Работа с мечом помогает концентрировать энергию. Отрабатывая различные виды ударов: "шоумен", "еку-мен" — на месте, в движении, со сменой уровней и углов атаки, мы поняли, как все это совершенствует чувство собственного тела. С каким восхищением мы смотрели на мастера У Мин Тена, на его грациозную работу с мечом! Никаких лишних движений, полная гармония с оружием, одно целое! Боец, который какое-то время уже тренировался с мечом, способен применять эту технику в спарринге.

Думаю, нелишне будет отметить, что воинские искусства, независимо от их направленности, предполагали и развитие целительских способностей мастера. В фильме А.Ку-росава "Красная борода" есть такой эпизод. Герой сначала искусно наносит своим противникам травмы различной тяжести, а потом также искусно их залечивает. К сожалению, таких мастеров становится все меньше и меньше.

В силу обстоятельств моей жизни мне пришлось заниматься не только вопросами обучения боевым искусствам, но и лечением. В Бирме мы познакомились с мастером и целителем У О Мином. Много интересного рассказал он о мьянской школе целительства. А однажды продемонстрировал одно из своих уникальных умений: "железную рубашку". Суть в следующем. После, примерно, пяти минут медитации У О Мин становится непробиваемым, несгибаемым, "несдвигаемым" и т.п. Доброволец из наших рядов (это был Миша, удар у него неслабый, боксер в прошлом, как никак) ударл. У О Мин даже не шелохнулся. Только показал, что все "окей". Ну, Миша попробовал разные удары: в живот, сбоку по ребрам. Эффект тот же! Потом У О Мин рассказал немного как он тренируется. Основой является медитация в позе "лотоса". Подобная система есть в даосской йоге. Свои занятия он начал лет двадцать назад. Прежде всего, отказался от мяса и от приема каких-либо лекарств и только спустя три года приступил конкретно к тренировкам. Не здесь ли кроется система очистки организма? Ведь накопленные в организме шлаки мешают правильному прохождению энергии "ци", "ки".

У О Мин показал нам основные приемы снятия болевых ощущений, возникающих при травмах, ушибах. Устранил, между прочим, болевой синдром у одного из нас. Но и мы нашли чем поделиться с мастером: мы показали ему медитативно-дыхательную гимнастику, адаптированную для европейца и доступную для любого возраста, не требующую, в частности, обязательного принятия позы "лотоса".

В свое время наш учитель Герман Васильевич Попов"привез"уникальную систему лечебно-оздоровительного комплекса школы "Чой". И на протяжении вот уже 20 лет многие люди с благодарностью практикуют эту гимнастику. По сути своей, гимнастика "Чой" — это своего рода цигун терапия: упражнения направлены на накопление энергии "ци". Из этой гимнастики я как целитель взял на вооружение упражнения, схожие с приемами мануаль-ной терапии: скручивание корпуса, различные растяжения и другие.

Большой арсенал упражнений применяется для профилактики и лечения заболеваний внутренних органов. Комплекс позволяет улучшить обмен веществ в организме, повысить устойчивость к болезнетворным факторам. Мы имели случаи, когда пациенты, занимаясь этой гимнастикой, сбрасывали вес на 10 кг, у них улучшался сон, появлялась работоспособность. В этом комплексе присутствуют индивидуальный и парный массаж основных точек. В свое время о лечебно-оздоровительном варианте "Чой" рассказывал ученик Германа Васильевича -Виктор Смирнов на страницах журнала "Техника молодежи", "Спортивная жизнь России".

Одна из задач моего пребывания в Мьянмаре была овладение семейными секретами мьянского массажа. И не скрою, ее удалось осуществить вполне — я прошел специальный курс в школе У Танг Дина.

В последнее время рекламные газеты пестрят объявлениями о снятии порчи,сглаза.А как противостоять этому? Не секрет, что есть люди, которые взглядом останавливают зверя, а могут и убить. Как-то мастер Тео рассказал нам историю про своего отца. У Танг Дин ушел по улице и встретился с вооруженным патрулем. Время было смутное. Ситуация приняла такой оборот, что солдат патруля готов был уже убить мастера. Но тут произошло нечто неожиданное: солдат бросил винтовку и отпустил У Танг Дина. Это не что иное, как психотехника. В школе У Танг Дина этому уделялось большое внимание — умение противостоять противнику, не вступая с ним в контакт.

Я говорю это к тому, что базовая школа "Чой" дает элементы психотехники, своего рода защиты от сил "параллельного мира". В различных религиях такая защита создается молитвами, заклинаниями, определенными действиями, ношением амулетов и т.п. А в "Чей" существуют упражнения, направленные на повышение энергетики человека. Это хорошее подспорье для специалистов, занимающихся цели-тельством и врачеванием. Например, при качании маятника практикующий создает энергетический кокон, который может служить защитой.

Но это далеко не все грани искусства мьянских мастеров и целителей. В их арсенале есть еще кое-то: татуировки. Это отнюдь не дань моде. Рисунок татуировки располагается на теле так, что он соединяет важнейшие энергетические зоны тела человека. Нанесение делается в определенный лунный день. Но это не все. Иногда под кожу вводят препарат, который активизирует определенные качества человека: агрессию, силу духа, уверенность в себе, противостояние силам зла. Разные бывают, вплоть до повышения потенции. Но это все за семью печатями. Знатоков символики "тату" и обладателей препаратов можно найти только в глухих местах Мьянмара.

Но вернемся пока к доступным нам вещам. Лечебно-оздоровительная гимнастика "Чой" не является, конечно, панацеей. Но ее умелое использование в комплексе с другими методами лечения дает положительные результаты. Не понадобятся горы лекарств тем, кто находится в гармонии с природой. Попытайтесь ответить на вопросы "Кто я?" и "Зачем я живу?" Найдите гармонию с природой, со средой, в которой вы живете. Научитесь с любовью относится ко всему, что существует на Земле. Воспринимайте мир как чудесную загадку. Попробуйте не ставить себя выше всего окружающего. И вы много обретете, ничего не потеряв!

Наши две недели в Бирме показались нам гораздо, большим промежутком времени! Это из-за насыщенности событиями, информацией. Мы много узнали. Хочется верить, что наши мьянские наставники как бы "раскрылись": дали не просто поверхностную, формальную информацию, а и "ключи" к ней.

В России мы стремимся к адаптации и распространению идей и техники школы "Чой". Мы — это обладатель черного пояса II дана "Selfdefence", автор книг и фильмов о боевых искусствах, руководитель школы боевого направления "Чой" в Москве — Виктор Смирнов. А также ваш покорный слуга, автор настоящей статьи, развивающий лечебно-оздоровительное направление"Чой" (тоже в Москве) — Сергей Литвинов.

Мы будем рады ответить на любые вопросы, услышать ваши предложения, дать дополнительную информацию или просто включить вас в число своих учеников или пациентов.

 

ЛИТВИНОВ Сергей Иванович

 


 

Обсудить статью

[ В начало ]

 


Длина тематической ветви не более 16 ответов.

Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.

Модератор: info@kanrit.ru

 

   Открыть новую тему


 

 


Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100

 

Разработка веб-сайта 2000г. AtSEO.ru