Главная
Логин : Пароль :  

[ Регистрация ]   [ Забыл ]

[ Обсудить статью ]

[ << Другие статьи ]

Путь к знаниям: от начала к самореализации

Дата: 2003.08.21

 

Написать эту статью меня заставил опыт многих лет занятий Школой и уважение к своим руководителям: Матаевой Ольге Владимировне и Смирнову Виктору Валентиновичу. Без их непосредственного участия, моя жизнь могла сложиться по другому. В последствии, используя опыт, приобретенный на тренировках и в общении с этими людьми я начал преподавательскую деятельность, и уже несколько лет веду занятия в группах. Во время тренировок у занимающихся часто возникают вопросы по поводу техники, ее реальности, применимости в поединках и многие другие.

Обобщая свой личный опыт, как инструктора, так и свой жизненный опыт я постарался в одной статье рассмотреть некоторые актуальные в настоящее время вопросы.

 

О модификации техники

Учиться понимать значение движения, его внутреннюю суть, смысл, назначение. На это уходят годы труда под руководством наставника. Его руководство необходимо для корректировки техники и подтверждения того, что ученик находится на правильном пути. И только когда достигнуто, понимание техники, только тогда возможно самовыражение в ней и естественно результатом этого будет являться внешнее многообразие технических действий. Но нельзя забывать, что внутренняя суть движений остается главной. Поэтому, чтобы сохранить для будущих поколений возможность достижения внутренней основы и необходимо сохранять технический канон неизменным. Если преподавать своим ученикам только свое видение техники, это, значит, лишить их возможности познавать истоки БИ и найти самовыражение в нем.

Разберем предложения по изменению техники в комплексе СХФ одним из занимающихся Школой молодых людей.

Некоторые начинающие ученики подвергают сомнению предлагаемую технику и, считая ее несовершенной, предлагают внести свои коррективы, ссылаясь на то, что техника не получается. Я думаю, что сомневаться можно только в своем недопонимании этой техники, но не в составляющих элементах, отработанных поколениями мастеров. Так, почему-то СХФ относят к первоэлементу "вода", и, исходя из этого, пытаются менять базовую технику. Но, дело в том, что в этой ката, являющейся выражением Закона Единого, работает вся система первоэлементов в комплексе. А невнимательное отношение к предлагаемым материалам и недостаточная проработка техники приводит к печальным результатам. Более тщательное изучение теории и техники Школы — сложный, но интересный путь открытий и совершенствования. И, лучше трудиться над глубокой проработкой техники, чем отбрасывать непонятные движения и пытаться менять технику только потому, что она не получается.

Рассмотрим, например, одну фразу, о том, что "…выигрывая во времени, проигрываешь в силе…". Но, сила, прямо пропорциональна массе тела и ускорению в соответствии с законом Ньютона. Система знаний Школы позволяет почувствовать на себе, как энергия движения всего тела претворяется в мощную единую составляющую — Силу. И именно, умение концентрировать энергию движения в определенной точке, в определенное время, под определённым углом позволяет достичь феноменальных результатов, но опять-таки в рамках физических законов. Очень наглядно видно это в комплексе СХФ.

Рассматривая систему дыхания в этом комплексе, можно заметить, что нельзя формально переносить технику дыхания из лечебно-оздоровительного варианта СХФ в выполнение боевого варианта. Разные задачи — разное дыхание. Блоки и удары делают на выдохе, для достижения максимальной концентрации. Момент блока или удара (что в принципе одно и тоже) это момент паузы в движении и дыхании. Когда начинается движение, тогда и происходит процесс дыхания (вдох или начало выдоха). Представляете, что произойдет, если вы пропустите удар на вдохе — это 100% проигрыш. Совсем другое дело, если вдох короткий (с обязательным напряжением диафрагмы), а выдох сопровождается высокой скоростью последовательных блоков-ударов. Кстати, такой же принцип дыхания практикуется в ката "Тен-но". Очень короткий и резкий вдох через нос переходит в максимально продолжительный выдох, заканчивающийся мгновенной максимальной концентрацией в движении и дыхании. И еще, в Школе существует специальный раздел, в котором тренируется скоростное нанесение серии ударов на одном выдохе.

Возвращаясь к началу, хочу сказать, что сохранение традиций Мастеров прошлого позволяет будущим поколениям понять Дух боевого искусства, а непродуманное изменение техники уводит от этого пути. Также можно реализовать себя в боевых искусствах, но, не проведя учеников по своему пути развития, закрыть им дорогу к вершине. Вот два наглядных примера. Первый это стиль Брюса Ли. Исходный стиль — "Вин-Чун", в который добавлены удары ногами. Но, Брюс Ли ничего нового не придумал. Принцип опережающих ударов существует и в других видах единоборств. Нужно только увидеть этот принцип и научиться психологии ведения поединка. Тогда, можно любую технику выполнять на опережение. Брюс Ли отбирал приемы, которые на его взгляд, были самыми эффективными. Но дело в том, что эффективны они были только в его исполнении, т.к. лучше всего подходили к его физическим данным. А главный секрет их эффективности, по моему мнению, был в состоянии его Духа. Для мастера с другими физическими данными это были бы совсем другие приемы. Во внешнем нужно искать внутреннее. Никто, из практикующих стиль Брюса Ли, после него не смог повторить его достижений. Каждый его ученик выражал этот стиль по-своему, но достойно их Учителя.

И ещё один пример — Айкидо. Легендарный Мастер Морихей Уесиба прошел сложный жизненный путь, на котором он в совершенстве изучил "искусство убивать". И только в конце жизни превратил его в Айкидо. Да, М.Уэсиба показывал феноменальные вещи на татами, используя знания всей своей жизни, но никто, из практикующих Айкидо, после его смерти не смог повторить его достижения. И видимо, никогда не сможет. Может, Мастер очень тщательно скрыл от непосвящённых глаз возможности своего искусства?

Возвращаясь к Шанги и, следуя Пути Мастера У Таунг Дина, мы имеем шанс постичь суть боевого искусства. К нашему счастью, еще живы носители традиций мастеров прошлого.

А вот некоторые молодые люди, прозанимавшись год-другой, предлагают уже свои модификации базовой техники. Стоит задуматься…

 

Боевая ситуация и тренировочный процесс

Многообразие техники, различные системы: Каратэ, Айкидо, Шанги, индийская техника, техника меча, шеста и т.д. — все это позволяет отрабатывать принципы, заложенные в каждом из этих разделов. Каратэ — сила, концентрация; Айкидо — мягкость и непрерывность движений; катана — чувство дистанции и скорость перемещений; дыхательные комплексы — управление дыханием, его концентрация в нужный момент времени и в нужной точке. Перечислять можно очень долго. Каждый из этих разделов имеет свою специфику перемещений, движений рук, ударов и блоков. Последовательно изучая это многообразие, мы замечаем в нем единую внутреннюю суть боевых систем. Постепенно стираются грани между ними. Ощущение концентрации и внутренней наполненности позволяет "оживить" технику, превратить "формальные" комплексы в живые движения. Это есть одухотворение техники. Естественно, ее можно наполнить как силой любви, так и ненависти. Выбор всегда остается за вами и ответственность за последствия тоже. Но, вернемся к тренировочному процессу. Прорабатывая каждый из разделов техники, находим одинаковые основные принципы перемещений, выходов на атаку и защиту. И, в тоже время, видим многообразие вариантов развития и, в итоге, приходим к осознанию принципов комбинаторики в технических действиях. Получается, что одно движение может развиваться в n-ное количество вариантов, каждый из которых, в свою очередь, имеет множество продолжений. И так до бесконечности. А это уже и есть свободный бой. Так из условных формальных комплексов рождается творчество самовыражения в технике. Можно задать вопрос: "А зачем тратить силы и время на изучения такого многообразия? Не лучше ли изучить несколько приемов и видов ударов и довести их до совершенства?" Да, можно идти и этим путем. Но следует помнить, что любой стиль, окончательно оформившийся в строго определенное количество комплексов и не меняющийся в течение многих поколений, постепенно вырождается. А, изучая и дополняя технику посредством изучения других боевых систем, мы совершенствуем ее, делая более эффективной. Изучая всю жизнь блок от удара в голову и прямой удар рукой, мы доведем их до совершенства. Но, встретившись в поединке с мастером ударов в части тела ниже головы, можем его проиграть. Конечно, жизни не хватит, чтобы отработать все возможные варианты и создать суперсовершенное боевое искусство, но можно стремиться к этому. Стремление к совершенству, это естественное желание человека, подкрепленное самой эволюцией природы. Поэтому не надо замыкаться на чем — либо одном. Изучая разные боевые системы, полезно регулярно возвращаться к технике различных базовых и мастерских ката, и замечать тот факт, что простой прямой удар рукой и блок меняют свою внутреннюю составляющую и становятся более совершенными. Опять таки, изучая различные виды перемещений, ударов и защит, мы тренируем свое тело реагировать на множество различных вариантов защит и атак. Регулярно тренируя разные движения, мы "загоняем" в подсознание всю эту массу информации и возможных вариантов реагирования тела на всевозможные ситуации. Так постепенно происходит подготовка к поединку. Когда окажешься один на один с реальностью, тогда и скажется этот многолетний труд во время тренировок. Ваше подсознание в нужный момент времени "вытащит" именно то действие, которое необходимо для выживания именно в данной ситуации. А если вы всю жизнь отрабатывали только перемещение вперед и прямой удар, то на этом ваши занятия могут закончиться навсегда.

Нельзя не сказать о психологической подготовке во время тренировочного процесса. Без нее невозможно выжить в реальной схватке. При работе в зале необходимо обязательно тренировать реальность исполнения технических действий, наполнять их внутренней силой, чувством. Без этого ваша техника так и останется только теоретической. Наблюдая за работой учеников в группах, можно услышать от них такие слова: "…не надо так агрессивно…". Такие люди не видят различия между настоящей агрессией и необходимостью реального исполнения техник. Оглядываясь на свой опыт занятий у Мастера В.В.Смирнова, вижу, что с течением времени его техническое мастерство растет, и техника в его исполнении становится все более "убийственной". Естественно, тем, кто ему ассистирует, нужна максимальная собранность и умение правильно реагировать на движения. Так тренируется готовность к реальной ситуации и способность психологического противодействия к воздействию агрессии. Самое интересное то, что на занятиях практически нет травм, что является показателем чувствительности руководителя по отношению к ученикам. А эта чувствительность также необходима для умения контролировать свои действия. Здесь мы подходим к тому моменту, когда для дальнейшего совершенствования, как техники, так и психики, занимающимся становится необходимо самим начинать преподавать технику Школы. Объясняя другим то, что кажется давно знаешь и умеешь, сам начинаешь понимать, что практически еще очень мало знаешь и умеешь. Здесь начинается новый этап развития в понимании техники. Ведя занятия в группах, ты просто обязан развиваться дальше, иначе когда-то наступит момент, и ты скажешь: "… мне нечему больше тебя учить…", подписывая этими словами себе приговор о невозможности своего дальнейшего развития.

 

Совершенствование Духа и Боевое Искусство.

Большинство школ или секций по боевым искусствам занимаются физкультурой, меньшинство относятся к БИ как к Пути совершенствования. Повторяя изо дня в день, из года в год одну и туже технику, накачивая мышцы, люди добиваются хороших спортивных результатов и, участвуя в контактных поединках, вырабатывают характер бойца. Все это хорошо, но приходит старость и все наработанное упорным трудом, постепенно теряет свою силу. Аналогично можно стать отличным ремесленником, но не стать творцом в смысле творчества. А творчество и искусство идут рядом, одно невозможно без другого. Само словосочетание "боевое искусство" подразумевает творческое начало. Можно остаться на уровне: "больше, выше, сильнее". К сожалению, это путь многих занимающихся. Да, не все могут увидеть в единоборствах возможность творчества, поэтому и ограничивают себя только физическими достижениями. Чтобы подойти к творчеству, к осознанию единоборства как искусства, на мой взгляд, необходимо совершенствование духа, ибо творчество рождается из духовного начала. Всю жизнь, накачивая бицепс или разбивая кирпичи и не желая совершенствоваться внутренне, остаешься на уровне машины для убийства. Этой машиной может воспользоваться любой хитрый или умный человек в своих личных или корыстных целях. Если вас устраивает такое положение вещей, то ради бога… . Но если вы хотите стать хозяином своей судьбы, то без совершенствования внутренних качеств не обойтись. Этот путь доступен каждому, но не каждый может его пройти. Менять себя очень тяжело. Это требует выработки внутренней дисциплины, способности творчески и аналитически мыслить, регулярно анализировать свои поступки, и сопоставлять происходящие в нашей жизни события с этими поступками. И в соответствии с этим, менять свои привычки, взгляды на жизнь и своё отношение к окружающим. На этом пути много подводных камней и обойти их можно только с помощью наставника. Можно спросить: " Как его найти"? Ответ дан во всех восточных учениях: "…каждый человек тебе Учитель…" и "…готов ученик, готов ему и Учитель…". Часто в жизни мы проходим мимо очевидных фактов и, как правило, только потому, что не хотим их видеть. "А зачем, ведь и так хорошо". Легче сидеть в своей скорлупе, и тупо уставившись в одну точку бить удары или качать мышцу. Я не спорю с тем, что физическое развитие обязательно и необходимо. Но еще древние мудрецы провозгласили истину: "от совершенства тела к совершенству духа". Этот принцип очевиден в жизни любого человека. Молодость — сила, зрелость — творчество, старость — мудрость. Другими словами: сила это здоровье, здоровое тело — здоровый дух, здоровый дух — творчество — мудрость. Все эти принципы заложены в Школе Мастера У Таунг Дина: сила — связь — гармония. С осознания этих принципов начинается обучение. Так почему же молодые люди, отзанимавшиеся по десять и более лет, не понимают этих начальных принципов? У многих "едет крыша". Они начинают делить школу, выяснять, чья техника лучше, пытаются всячески выпячивать свои, как они считают "достоинства". Почему? Задаю я себе этот вопрос и не нахожу разумного объяснения. Мне посчастливилось работать в Международном Центре Рерихов у Л.В.Шапошниковой. Там я был свидетелем похожих событий в жизни этой организации, и сам участвовал в них. Однажды Людмила Васильевна нашла в своих бумагах письмо от неизвестного автора. По слухам, тотчас пролетевшим по организации, это письмо было передано одним из Учителей востока. Я хочу привести его целиком с небольшими сокращениями.

 

Когда приступили к чтению, вас посетила радость нового и созвучного. Когда встречались с людьми, видели их удивление необычному. Когда делились каплями узнанного, сочли себя знающими. Изменились только тон и взгляд — потеряли пришедших. И единение превратилось в противостояние. Подумайте, что вы делите? Зачем рвете ткань, трудом неустанным сотканную? Горько видеть. Частокол личных обид разделяет единомышленников. В веках все разъединения и расколы, и распри росли только из личных обид, прикрытые лишь сверху неприятием другого.

Нельзя гордиться отсутствием взаимопонимания. Если из кружева слов выдернуть темную нить, она вас и опутает. Какое может быть движение? Какое созидание?

Простите друг другу искренне обиды вольные и невольные. Не называйте обиды принципиальными разногласиями. Если жива хоть тень раздражения и горечи — нет в вас прощения.

Сказано о возмущении духа, а не эмоций и страстей.

Оставьте тяжкий груз — идите легко, не спотыкайтесь о сор прошлого: это лишь камни вашего личного роста.

Оглянитесь: ваше общение было редко и мало, отчасти суетливо, так как — мимоходом. Звучал ли при этом камертон взаимной доброжелательности? Не перепутали ли зоркость с недоверием и подозрительностью? Можете ли поручиться, что не отяготило ваше подсознание иное настроение — огорчение, трудности, переживания, быт, дом … . Так ли уловимы для вас каждые ваши мысль и чувства в каждый миг? Не превратили ли в вашем восприятии серьезность — в жестокость, настойчивость — в нетерпимость, семя раздора; уверенность в себе — в самолюбие?

Все ваши имущественные претензии и раздел целого — из-за недоверия и подозрительности, замешанных на гордости. Деньги — лишь следствие.

Последние годы для всех — в том числе и для страны, и для народов — были как прививка от тяжелой болезни. Пора выздоравливать.

Оставьте кривые зеркала, — смотрите чистым оком ребенка друг на друга.

У каждого из вас есть возможность начать новую жизнь — в этой жизни. Можете назвать это периодом.

Осторожно положите камень.

Если кто-то сочтет, что это не о нем, значит, смотрит на образ свой, но не на себя. Проверьте свою меру само искренности; осознание не равно самобичеванию и растерянности. Загляните в себя наедине с самим собой. Ваши недостатки не равны вашему Я. Оставьте. Когда без боязни сможете признаться в своих ошибках другим, — значит, изжили.

Само осознание не равно само отождествлению. С кем бы то ни было.

Стройте себя нынешнего — вырастит человек будущий.

У вас создались свои круги общения, постоянных членов. Взгляните, не стали ли они замкнутыми? Различайте сконцентрированность на деле и замкнутость. Не опасаетесь ли вы вновь приходящих? Сколько из один раз пришедших ушли? Чем вы их оттолкнули? Молчанием? Рассеянностью? Невниманием? Занятостью? Усердной проповедью? Или не спросили, нужна ли ваша помощь? Расточительность вас же лишила помощников. Что с этими людьми теперь? Для вас нет чужих, независимо, от веры как созвучной формы Пути. Хотя они вас могут считать чужими. Если разошлись — вы лично не нашли общий язык. Ищите, что ими движет — и найдете ключ.

Против возражений: есть мера — открытое сердце. Оно никогда не солжет. Обмануть могут рассудок, эмоции, страсти, пусть даже в форме сиюминутной неуравновешенности.

Не ждите моментального преображения. Не верящий в других, на самом деле хочет, чтобы они моментально изменились.

Когда изучаете: и много и мало думаете о себе. Чаще просматриваете сюжеты из жизни, заново переживая. Не раз — и сквозь годы. Суть — в отсутствии анализа, поиска и понимания причин, движущих мотивов. Если вспоминаете — значит, не осознали доминирующую ноту, вносящую диссонанс, исподволь и незаметно. В том числе — и особенно _ в отношениях с людьми. Много сил и времени уходит на переживания — но мало движения. Надо учиться мыслить, иначе много чувства и мало знания. Чувства — неосознанные мысли. Эмоции — неосознанные страхи. Различайте.

Любую оценку начинайте с себя: не ругайте других — никого, не осуждайте, иначе станете разрушителем.

Встречное движение — один из основных законов мироздания. Не нарушайте. Прежде, чем присоединиться вновь спросите себя — не другого, — выдержите ли? Отстанете — не беда. Главное — не сбежать. Из доброжелательной паузы, длинною в миг или год, вырастет стремление к движению. Не говорю о паузе в самосовершенствовании.

Есть лишь один приоритет — принести больше пользы, не сравнивая с вкладом другого.

Время строить дом взаимопонимания.

Возьмите лучшее в себе и в других — и песчинка станет надежным камнем, огоньки свечей — ясным светом.

Верю, что не покажутся эти слова неуместными.

Пусть в вашем сердце звучат только любовь и бережность.

Учитесь любить.

17-20.09.95 г.

P.S. Мой голос — не громче флейты в горах. Суть не в имени.

 

Вот такое очень поучительное письмо. Но кто сможет посмотреть на себя со стороны и увидеть в себе несовершенства. У кого хватит силы мужества признаться самому себе в своих слабостях? Но победить можно только видимого врага. Закрывая глаза на вопросы, требующие решения, мы дальше и дальше уходим в сторону от потока эволюции, откладывая жизнь на потом.

Всем этим я хочу сказать только то, что без совершенствования духа невозможно творчество в боевых искусствах. Творчество — поиск новых путей на основе глубокой проработки опыта древних Мастеров. И я благодарен Виктору Валентиновичу Смирнову, как человеку, своим примером, показывающим вехи такого Пути. Радостно осознавать, что рядом с нами трудиться человек, воплощающий в жизнь советы Учителей и показывающий Путь своим последователям.


 

Обсудить статью

[ В начало ]

 


Длина тематической ветви не более 16 ответов.

Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.

Модератор: info@kanrit.ru

 

   Открыть новую тему


 

 


Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100

 

Разработка веб-сайта 2000г. AtSEO.ru