Главная
Логин : Пароль :  

[ Регистрация ]   [ Забыл ]

[ Обсудить статью ]

[ << Другие статьи ]

Добродетели воина

Дата: 2004.09.07

 

" Преодоление трудного начинается с лёгкого,

Осуществление великого начинается с малого,

Ибо в мире трудное образуется из лёгкого,

А великое — из малого,

Многое — из немногого".

 

"Так ли уж, действительно, воину нужны добродетели? Воин должен уметь воевать, а, следовательно, убивать, грабить и выполнять другую грязную работу". — Такие мысли часто возникают у тех, кто смотрит на боевые искусства со стороны и с явным недоброжелательством.

У учеников же, находящихся на начальном этапе изучения боевых искусств, совершенно другие причины для вступления на этот путь. Да, многие из них, определённо, руководствуются некими добродетелями, но только лишь для того, чтобы показать себя, но никак — не для блага других. Это самая распространённая ошибка среди вступающих на путь воина, но не самая страшная на этом, начальном этапе обучения.

... Люди, живущие на Востоке, всегда отличались религиозно-мистическим и философским восприятием окружающего мира. Так же не следует забывать о характерном восточном воспитании. Поэтому, когда боевые искусства оказались в этой восточной среде, естественно, их боевой аспект был дополнен различными религиозно-философскими теориями.

... Попав в группу инструкторов, я услышал от Учителя, что существуют такие понятия, как добродетели воина. Это — прямота, нежность, бесстрастность, грациозность и комбинаторное мышление. Как и многое другое, данная Учителем информация не обсуждалась, а принималась, как направление к обдумыванию и реализации в технических действиях. Со стороны, наверное, эта работа выглядела смешно — для молодого человека, пришедшего в группу боевых искусств, для реализации своих скрытых желаний и амбиций, для тренирующего постоянно свой технический арсенал для уличных драк, и вдруг — какие-то добродетели! Но, как теперь я понимаю всю гениальность моего Учителя, он смог разогнать меня до такой скорости движения, изучения Пути и продвижения по нему, что теперь ему только и оставалось "подкидывать дровишки в движущийся паровоз" — вся информация, исходящая от Учителя проглатывалась, обрабатывалась и принималась с радостью. Никто не ставил вопросы — правильно или не правильно? существует или не существует? работает или не работает? Информация принималась как дополнительная энергия для дальнейшего движения вперёд.

В последующие годы Учитель открыл некоторым из нас, так называемый, "Третий комплекс — техника работы с первоэлементами". Ошибкой некоторых из нас, получивших эту технику, было то, что ожидался определённый результат — приобретение неких сверхспособностей, в результате которых можно было возвыситься над другими людьми. Другими словами, прошедший через первоэлементы, становился чуть ли не богом (в своём понимании, поскольку данные техники действительно способствовали мощному продвижению вперёд, но только тем, кто выполнил все рекомендуемые условия тренировок) и приобретал техническое и моральное превосходство и, как результат, право диктата над другими. Только многие забыли или, скорее всего, не знали, что высшее положение это, прежде всего, забота о других, обязанность, умение управлять, а не командовать другими ради своего "величия".

Меня уберегло то, что я был достаточно молод и, прежде всего, искренне верил Учителю. Данный комплекс был для меня очередной технической ступенью — эту технику следовало освоить, чтобы следовать дальше. Тогда для меня это было естественно, но только сейчас осознанно могу сказать, почему я так относился к этому, — "третий комплекс" — это не конечная цель в изучении Школы. Тогда это было подсознательное восприятие. Теперь я знаю это совершенно точно — совершенствование в боевых искусствах не имеет границ. Да, все мы начинали и начинаем с самого простого, с изучения техники боя. Несомненно, именно внешняя сторона привлекает молодых людей в боевых искусствах. И к этой стадии все мы подходим очень разными, нас очень много, каждый из нас стремится пробиться вперёд, чтобы...... Чтобы что? Вот именно с этого вопроса, когда ученик задаёт его сам себе, и начинается его следующий уровень изучения боевых искусств.

Стоп! Какой следующий уровень? — может задать вопрос молодой человек, только что пришедший изучать приёмы. — Мы пришли учиться защищаться и нападать, чтобы становиться сильными, чтобы бить плохих парней. Нам не нужна никакая философия, мы нуждаемся в технических приёмах самозащиты!

Очевидно, на этом этапе уже и должна начинаться воспитательная работа бойца. Хотя, обозначение "боец" в данный момент, это некоторое завышение способностей ученика. Да, он знает кое-какую технику, спаррингует, может быть, и побеждает в спаррингах. Но это ещё только начало, самое-самое начало на Пути Воина.

Далее, как правило, у неопределившихся учеников начинается хаотичный поиск главной составляющей боевых искусств — "людские качества, скорость, душевные качества, сила, дух, техника". Это выписка с сайта "Открыто о школе Чой". Просто хаотичное перемешивание известных слов. Перечисляемое не поддаётся ни какой классификации, вот это, и является главной проблемой — люди совершенно не понимают, о чём говорят. А почему? Ответ прост — они не поставили себе цель, зачем изучают боевые искусства; они просто ими занимаются, может быть, "от нечего делать". Это говорит только о том, что это случайные люди на этом пути, и ради самих себя, прежде всего, должны в этой жизни выбрать свой путь. Все мы можем ошибаться, но не всем нам помогают с выбором (по тем, или иным причинам). А уж если рука помощи протянута, то было бы ошибкой, отказываться от неё.

Всё-таки первое, что интересует начинающих (опять же, судя по переписке на "Открыто о Школе Чой") — это техника, сила и скорость. А уже потом, что-то связанное с качествами и духом.

Далее, как обычно, представляется "спиральный метод" воспитания — мудрый Учитель воспитывает своего подопечного круг за кругом, год за годом, шлифуя в нём некие добродетели. А зачем? Кому-нибудь из этих двоих, учителю или ученику, нужно воспитание гармоничного экземпляра? Каждый из них преследует только свои цели. Естественно, что-то должно их и объединять — стремление к победе, к превосходству над другими — это со стороны ученика. Только в какой форме это стремление к превосходству будет выражаться? А со стороны учителя? Передать свои знания? И лишь всего? Стоило этому посвящать всю свою жизнь? Надеюсь, что читатель видит всю несуразность жизни такого "учителя". Очевидно, этим и различаются разные Школы, учителя и их ученики — правильная и осознанная постановка задачи и реализация её в процессе своей жизни.

Вот на этом этапе и вводятся в школах боевых искусств морально-этические нормы отношений и поведения. При этом не утверждается: "вот это — плохо, а вот это — хорошо". Каждый человек, независимо от своей грамотности и воспитанности, имеет свой взгляд на понятие "хорошо-плохо". Поэтому, каждая школа, практикующая истинные, боевые искусства, имеет в своём арсенале технику для развития качеств воина. Причём, данная техника не требует никаких объяснений со стороны учителя. Ученик просто получает информацию и далее следует самостоятельно. ... Когда мы начинали работу с первоэлементами, Учитель объяснил нам технику специфических упражнений, дал график тренировок и специальные рекомендации относительно диеты и ведения образа жизни. Никаких намёков о развитии каких-то добродетелей не было — предстояла серьёзная работа, со многими ограничениями в нашей естественной и привычной, к тому моменту, жизни (вспомните, какое тогда было время), основанная только на доверии Учителю. Получил задание — работай! "Но мы же уже великие! Мало ли что сказал мне Учитель, а я вот вижу технику так, по-своему" — вот такая позиция и привела к тому, что мы имеем сейчас — ученики, получившие данное задание и, на которых учитель возлагал свои надежды, пошли каждый своим путём, соответственно своему "пониманию". Только какое это было в то время понимание? Самым страшным в этой позиции был даже не столько личный взгляд на самого себя (" О, какой я великий, учитель допустил меня к работе с первоэлементами!"), сколько неверие Учителю, основанное на собственной лени. Неверие в чём? В том, что надо много и тяжело самостоятельно трудиться. Надо во многом себя преодолевать. Именно поэтому, на самых первых, начальных ступенях в Школе изучается много, на первый взгляд новичка, различных и не связанных между собой техник. Всё это вызывает много вопросов — зачем, почему и пр. Естественно, возникает вопрос — "Если ты всё знаешь, что нужно, а что — не нужно, то тогда зачем пришёл учиться?" Это один, из не очень трудных барьеров для начинающих, позволяющих определить его дальнейший путь.

Несколько слов об обязанностях Учителя. Сколько уже об этом написано. Только ленивый, не желающий искренне получить ответ, и во всех вопросах перекладывающий ответственность на других рассуждает так: "Ты вот скажи, как надо, так я и сделаю. А если ошибусь, то виноват будешь ты. Ты же мне посоветовал так сделать, так поступить".

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что Учитель вам ничем не обязан. Это вы, именно вы, ищете своего учителя, потому что вам нужны знания. Вы учителю не нужны! Не обольщайтесь и не обманывайте себя тем, что кто-то должен, ну просто обязан, передать вам свои знания. Глубочайшее заблуждение и оправдание своей лени — "это не я такой ленивый, что не смог научиться, это он — плохой учитель, потому что не передал мне всё".

Учитель нам не говорил этого, не объяснял. Он только наблюдал за нами. Было ли это жестокостью? Нет! Он просто ждал — есть ли среди нас его последователь.

Знанием должен обладать человек сильный во всех смыслах, чтобы применять своё умение во благо. Хотя это тоже философское понятие. Так что, настоящий воин должен уметь определять, что является благом в данный момент жизни, а что — нет.

 

Запомните, Знания не пропадают, Они ждут достойного, Время для Знаний — не показатель. Самое главное — обладатель этих Знаний, способный к их сохранению, переработке, улучшению и дальнейшей реализации.

 

Но это всё лирическое отступление. Вот теперь о добродетелях.

Если спросят лично моё мнение — "нужны ли воину добродетели?" — отвечу: "Да, нужны. Вне зависимости от того, идёт ли война или мирное время. Воин без добродетелей превращается в бездушную машину убийства".

 

ПРЯМОТА. Возьмём простой пример из жизни — в сложившейся ситуации вы говорите человеку всё, что о нём думаете, всю правду. Возникает вопрос — для чего вы это делаете? То есть, в данной ситуации очень важна мотивация вашего поступка. Почему? Просто потому, что, с одной стороны, может быть, у вас есть искреннее желание помочь человеку, с другой стороны, прямое оскорбление и разрыв всяких дальнейших отношений с этим человеком. Таким образом, данное качество имеет два абсолютно противоположных полюса. То есть, вы в данном случае диктуете "окраску" ситуации, диапазон которой очень велик, и трактовать которую можно совершенно по-разному.

Представляете, какой у вас в данном случае выбор! Вот налицо и первый принцип "маятника" — движение одно, полюса различные (результат, как правило, можно получить противоположный).

В боевой практике самым элементарным техническим действием в спортивном поединке является "челночный ход". Именно с этого начинают подготовку начинающих спортсменов. Также, с прямолинейного отхода и дальнейшего смещения веса вперёд начинается изучение техники иппон-кумите. В нашей школе такое движение долгие годы изучалось под названием "первое базовое движение бёдер". Многие до сих пор пользуются данной терминологией. Так, почему же не возникло ощущения прямоты у практикующих эту технику? Понимаю, что вновь моя критика некоторых инструкторов вызовет нездоровую, но прямо скажу, неправильную реакцию со стороны некоторых их учеников. Но всё же, я буду продолжать говорить об этом постоянно ради этих же самых учеников. Надеюсь, придёт время, и они услышат меня.

Практически все наши инструктора, будучи рядом с Основателем, были (может быть, выглядели) незаурядными личностями. По крайней мере, действия каждого были открыты и прозрачны. Это были прямые отношения. Но, давайте попробуем связать эти прямые и открытые отношения с техникой — знаний было маловато, это были только начальные знания. И, как правило, прямолинейная техника сосуществовала рядом с прямолинейными отношениями.

Забегая чуть вперёд, предложу вам взглянуть на сегодняшнюю ситуацию. Основатель занимается с группой людей, которые знают гораздо больше техники, чем знали мы в их возрасте. А соответственно, у них должны быть развиты и более высокие качества — "прямота", "нежность" и "бесстрастность" (как минимум). А вот теперь сами и ответьте на вопрос — проявляют ли эти люди данные качества в жизни и в отношениях с другими, окружающими их людьми? Нет, нет и ещё раз нет! И, прежде всего, эта их недоработка своих личных качеств самым прямым образом сказывается на самом Основателе, первым страдает Он. Несколько позже мы вернёмся к этому обсуждению в разделе о "нежности" и " бесстрастности".

Так вот, инструктора, лишившиеся поддержки и контакта с Г.В. Поповым, вынуждены, чтобы поддерживать к себе интерес, придумывать нечто новое, экзотичное, глубинное, внутреннее — терминов предостаточно — чтобы совсем запутать своих обожателей. В результате, техника не совершенствуется, зато обыкновенный инструктор превращается в идола или местного божка. Это всё тот же закон маятника, только с отрицательным знаком. Тупиковый путь.

Понять глубину принципа "Прямота", можно только при помощи настоящего оружия. То есть, параллельно с использованием макетов оружия следует практиковать некоторые формы с настоящим оружием, именно с оружием, участвовавшим в боях. К слову сказать, очевидно, именно этим Школы семейные, традиционные, имеющие образцы такого оружия, отличаются от современных направлений и течений, использующих в своих тренировках современные макеты оружия. Пусть они будут почти точными копиями настоящих, но это всё равно будут копии! Заявляю это с полной ответственностью — настоящий меч и его копия — это совершенно разные вещи. Настоящий Меч и Воин знакомятся сразу, раз и навсегда, единственным способом. И, предавший этот Союз, никаких шансов в дальнейшем НЕ ИМЕЕТ!!!

Понимаю, что говорю резко, прямо и открыто. Но вынужден. Во благо последователей!

Как только вы взяли в руки настоящий меч и приготовились сделать какую-либо боевую форму, понятие "Прямота" должно быть уже осознанного вами. Вот теперь вы можете сделать первое движение, это как ваш первый в жизни шаг. Теперь начинается работа над качеством "Нежность".

 

НЕЖНОСТЬ. С технической стороны развитие данного качества начинается с упражнений на пластику. Только самой главной ошибкой при изучении данного раздела являлось то, что пластика понималась как нечто расслабленное. Поэтому сами техники выполнялись совершенно без силы, играючи, почти вольяжно. А в результате — формальное отношение учащихся к очень серьёзному разделу школы. Занятия с мастерами в Мьянме показали, что эти формы должны быть наполнены дыханием, абсолютно правильным соблюдением позиций и движений (то, что Г.В.Попов называл "культурой движения") и правильным распределением сил. При соблюдении этих условий ваша техника становится очень эффективной. А в основе этой техники лежит именно "прямота" — чёткое и определённое направление сил при движении позволяет откидывать партнёра на значительное расстояние.

"В чём же "нежность" в данном упражнении?" — можно предвидеть такой несколько провокационный вопрос со стороны недоброжелателей. А вот "нежность" как раз и заключается в вашем партнёре. Обратите внимание, именно партнёре, а не в противнике. В данном случае, ваш товарищ своей работой помогает вам почувствовать, как правильно распределяются силы при выполнении упражнений, а не мешает, занимая позицию "попробуй-ка сделать". Это совместная работа. Не стоит забывать, что в основе лежат обыкновенные прямые вектора сил — "прямота"- но все их надо правильно сложить, чтобы получить необходимый положительный результат.

В результате вы получаете способность чувствовать как свои направленные силы, так и силы своего партнёра (в бою — противника). Эта техника лежит в основе ведения боя с завязанными глазами (это в условиях спортивного зала) или ведения поединка, если возникли проблемы со зрением, или в полной темноте.

Соответственно, вы получаете возможность в естественных (часто не очень благоприятных) условиях контролировать ситуацию и руководить ею.

Развив в себе качество "нежность", осознав преимущества этого качества в реальной ситуации, вы получаете некоторое моральное превосходство перед своим соперником — спокойствие в критическом положении даёт вам дополнительный шанс на выживание.

Вот тут и начинается работа над следующим качеством-добродетелью — "Бесстрастностью".

 

БЕССТРАСТНОСТЬ. Поскольку разговор у нас прямой и открытый, я дам вам возможность прочитать мои личные записи из дневника 1989 года. Это период, когда был очередной этап занятий с первоэлементами. Тогда было совершенно другое время, другое отношение к боевым искусствам, другие люди, занимавшиеся этим. Но всё же...

 

" Мысли после занятий у Водопада с моими Друзьями и Братьями. 27 июля, четверг, 1989 год. Последняя четверть луны — 25.07.

Бесстрастность

Что такое "бесстрастность"? И как добиться её в бою? Вот эти вопросы сейчас необходимо разобрать.

Идёт спарринг. Один нападает, а второй только защищается и совсем не старается ударить своего партнёра. В конце поединка нападавший чувствует себя уставшим, его дыхание не ровное, выдержать ещё один бой сразу же сейчас он уже не сможет. Защищавшийся, наоборот, чувствует себя превосходно, дыхание ровное, практически никаких активных физических нагрузок организм не испытал. Он может ещё долго спарринговать, придерживаясь тактики ненападения.

Несмотря на то, что оба партнёра знают технику как нападения, так и защиты, второй ведёт бой, используя при этом значительно более высокую ступень как физическую (на уровне технических действий), так и психологическую (по принципу недеяния). Противник должен оказаться в таком положении, в котором сам наталкивается на атаку, которой, по сути, и нет. То есть, второй партнёр не наносит удары, но его положения и действия настолько эффективны, что нападавший сам оказывается на линии атаки (под ударом). Это говорит о технически высокой и осознанной технике второго партнёра.

Кроме того, второй партнёр не стремится ударить первого. То есть, он "равнодушен" или "неэгоистичен" в вопросе победы. У него не возникает чувство превосходства или желания "показать себя". Он действует практически без желаний.

Итак, принцип ненападения в бою, отсутствие желаний и показного превосходства при совмещении и рождают бесстрастность ( на первом, физическом уровне).

Сразу же возникла аналогия. Нашёл в тексте и цитирую: "... Следя за действиями змеи, мастер вспомнил изречение Лао-цзы: " Я не смею наступать хотя бы на вершок вперёд, а отступаю на аршин назад. Это называется действием посредством недеяния, ударом без усилия". Древние даосы учили, что небесное дао не борется, но умеет побеждать, что мягкость, податливость и изворотливость всегда одолевают грубую силу".

 

Добившись результатов в "прямоте" и "нежности" некоторые ученики уже представляют себя великими мастерами — техника их действительно становится значительно эффективнее, чем у тех, кто не знаком с этими качествами воина. Вот именно поэтому в данном месте и появляется следующее качество — "бесстрастность", предназначенное для нашего же блага, предупреждающее о подстерегающей учеников опасности.

Успехи в техническом мастерстве и некотором превосходстве над другими учениками других школ провоцируют молодых учеников на демонстрацию самого себя. Стремление вперёд — хорошее качество. Стремление показать себя — личное качество. Стремление вперёд, чтобы показать и Школу и себя, говорит нам о том, что учение ещё не закончено — показать себя мы можем, а Школу? Вот тут и начинается борьба внутри ученика — с одной стороны, он видит себя уже мастером, с другой стороны, впереди ещё не один год работы, и такой работы, чтобы другие, а не ты сам, назвали тебя мастером. На этом этапе каждый делает свой выбор и этим определяет свой дальнейший путь.

Пойдём дальше. Если ученик смог отказаться от демонстрации самого себя, не поддался на похвалы и лесть — он смог выйти на тот уровень, когда человек начинает трудиться над более высоким, чем личное. То есть, начинается труд для многих тех, кто сейчас находится рядом, и тех, кто пойдёт по этому же пути следом. Он смог отрешиться от некоторых земных человеческих понятий, он смог подумать о "вечных" понятиях. Теперь результаты его деятельности для него не столь важны, поскольку важен он сам в данный момент времени, важны его мысли и о себе, и о других. Трудно совместить? Да, трудно, только никто не обещал лёгкого продвижения.

Теперь нет страха перед непознанным. Теперь для него нет различия между смертью и жизнью. Это единый, естественный процесс. Теперь он может не думать о победе или поражении. Эти два понятия становятся для него одним — поединок, действие, в котором он выполняет своё предназначение, реализует самого себя и старается сделать это максимально лучше.

Но, опять же, остановиться на этом этапе нельзя, иначе боец такого уровня может быть легко превращён в отличную машину для реализации низменных замыслов кого-либо, поскольку он сейчас очень уязвим. Хорошая техническая подготовка с небольшим психическим перекосом в сознании о "его" миссии в этой жизни со стороны какого-либо дельца, вместе подобная обработка может привести к плачевному завершению пути, если к нему не добавить следующее качество — "Грациозность".

 

ГРАЦИОЗНОСТЬ. На этом этапе следует правильно сориентировать ученика. Рассуждать о добре и зле можно очень долго, а в результате не прийти ни к какому выводу. Так, как же стоит ориентировать ученика?

На самом деле, это не такая уж и сложная задача. Каждый человек стремится к лучшему, к прогрессивному, позволяющему ему сделать его жизнь более комфортной и достойной. Разве такое стремление неестественно? Так вот именно к прогрессу и следует стремиться. Вся история человечества построена на стремлении к прогрессу. Если взять боевые искусства, то новые виды оружия всегда давали преимущества в бою.

Но в основе всякого прогрессивного процесса должны быть мысли и идеи людей, думающих именно об этом продвижении вперёд, а не только и не столько о себе. Я говорю о Воинах. Вот почему, с моей точки зрения, любой практикующий боевые искусства, это потенциально прогрессивный человек — эти техники позволяют не только совершенствовать техники убийства и самозащиты, эти техники позволяют воспитывать в человеке высшие качества. Может быть, поэтому сейчас, когда практичность боевых искусств подвергается сомнению (можно просто носить с собой пистолет и т.п. и т.д.), их внутренняя составляющая приобретает наивысшую силу (закон сохранения энергии).

Сила, как мы знаем, происходит из корней. В боевых искусствах — это старые техники, передаваемые нам Мастерами. Если мы желаем действительно для нашей жизни получить положительный результат из простого увлечения боевыми искусствами, то наша задача — перенести эти старые техники, Знания Мастеров, в современные условия. Таковы условия прогресса и нашего личного развития.

 

КОМБИНАТОРНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Вот мы и подошли к очередной вершине на пути воина. Не стану утверждать, что именно к этому должен стремиться каждый изучающий боевые искусства.

На самом простом, техническом уровне, данное качество — это умение видеть в различных техниках единое, а также умение их комбинировать как, соединяя в гармоничную последовательность, так и противопоставляя одни технические действия другим, то есть действовать контратаками.

Чем больше технических действий освоил занимающийся, тем, естественно, он имеет больше шансов для своих действий. Соответственно, он имеет больше шансов на выживание. И именно это, вне зависимости от ситуации (мирное время, или военное) больше всего должно интересовать и бойца, и воина. "Школа Жизни" — так всегда говорил нам Основатель, Г.В. Попов. — " Вы должны уметь применять эти знания не только в поединках, но и в реальной, повседневной жизни".

Прекрасно понимая, что не все из нас будут продолжать свой путь в направлении изучения единоборств, он, желая помочь всем нам в нашей дальнейшей жизни, акцентировал наше внимание на добродетелях воина.

Могу предположить, что его недоброжелатели и критики будут опровергать данные качества воина, мотивируя это тем, что раньше этого не требовалось. Да, может быть, раньше не требовалось, а вот сейчас, в современных условиях, — требуется. Прогрессивность мыслей Г.В. Попова как раз и выразилась в том, что Он сумел показать, что внешние физические формы, переданные Ему Мастерами, можно совместить с внутренними качествами тех, кто приходил к нему в спортивный зал. И, вместо того, чтобы отказываться от этих качеств, возьмите их и применяйте в своей жизни. От этого и вы сами, и ваше окружение будет изменяться только в лучшую сторону. Отрицать это может только лентяй, человек, желающий всё получать, но не прикладывать к этому никаких собственных усилий.

Каждый из вас, читающих эту статью, посвятил не один год своей жизни боевым искусствам. И не важно, как и в чём это выражалось. Школа существует уже более трети века в нашей стране, и до сих пор есть люди неравнодушные к ней. Более того, занятия продолжаются, информация ежегодно всё поступает и поступает. Далее, вашими же усилиями создан не один сайт в интернете, где идут обсуждения, споры и дискуссии о Школе Мастера У Таунг Дина, о его первом последователе в России — Г. В. Попове, и созданном им направлении "Чой-кендо". Это о чём-то говорит!

Да, некоторые совершают ошибки, но каждый имеет право на ошибку. Главное в этой ситуации — суметь осознать, признать и исправить свою ошибку, продолжая развиваться и приносить своими действиями положительные результаты, создавая вокруг себя микроклимат добра и взаимопонимания. А поле деятельности в нашей жизни для этого просто огромное — каждый может реализовать себя, соответственно своему пониманию мира и добра.

 

Примечание:

Заканчивая данную статью, предлагаю читателям взглянуть на добродетели воина, исходя из необходимости того, что должен уметь не только боец (машина для реализации замыслов полководца), но и воин (боец, осознанно выполняющий свою миссию) следующим образом:

Прямота — умение перемещаться и предвидеть результаты действия.

Нежность — умение чувствовать противника, контролировать и руководить ситуацией.

Бесстрастность — умение защитить себя и других, быть готовым к смерти и воспринимать реальность, не ожидать награды (в любом виде) за результаты своей деятельности.

Грациозность — умение демонстрировать своё превосходство, основанное на высших принципах добра, гармонии и стремления к высшему, более прогрессивному.

Комбинаторное мышление — умение, вступая в борьбу, избегать атак, и продолжать движение ради сохранения жизней.

 

С чего начать.

На самом начальном этапе при отработке раздела "прямота" следует исключить из своего сознания различные круговые и дуговые траектории. Обратите внимание — именно в сознании. То есть, выполнять, например, дугу следует по максимально прямым линиям. Классический пример данного принципа можно продемонстрировать фигурой "квадрат, вписанный в круг". Сначала должен быть квадрат. Вспомните, для примера, технику, которую на самом начальном этапе давал Г.В.Попов — это "линейный комплекс перемещений" и "перемещения по квадрату" (описаны практически во всех публикациях, связанных со Школой). Следующим этапом является тоже квадрат, только с обозначенным центром — это базовая шанская техника, называемая "перемещения по пяти точкам". Это один из первых ключевых моментов понимания техники Мастера У Таунг Дина и техники Мастера Германа Попова. Уже потом, спустя некоторое время, данный квадрат постепенно будет "превращаться" в круг. Большее количество техники, изучаемое в течение этого времени (опять обращаю внимание читателя на то, что не повторение одних и тех же приёмов, а большее количество различных техник) приведёт к изменению траекторий в боевом варианте применения. Обращу внимание читателя и на то, что Г.В.Попов, пропагандируя базово-кустовой метод, давал в течение тренировки столько материала, что любой наблюдатель приходил в восторг от фейерверка приёмов, но при этом никто после этого не мог воспроизвести ни одного движения. Это говорит только о том, что, понимая суть, внутренний смысл, можно и нужно комбинировать различные техники. Чем больше техник вы знаете, тем разнообразнее будут комбинации, составленные вами из этих техник.

Следует наотрез отказаться и от всяческих "вьющихся" названий, придумываемых самостоятельно. Согласен, что творчество — это прекрасное и необходимое качество у любого человека. Но при всём этом творчество в боевых искусствах должно чётко и определённо передавать суть движения, поскольку это творчество выживания. Красивыми словами не защитишься. Здесь обман не допустим.

Творчество — это чисто индивидуальное качество и восприятие мира. Часто говорят, что мастер — это тот, чьи действия практически непредсказуемы для противника; оценка ситуации мастером такова, которой меньше всего ожидает его противник. Добавлю к этому — мастер тот, кто реагирует на ситуацию так, как меньше всего ожидает сам; мастер не ждёт никакого результата, он просто идёт своим путём.

Технике научить можно, творчеству — никогда!

Если человек имеет способность к творчеству, он выносит это другим людям без объяснений и названий. Способные понять, примут и начнут своё творчество. Обозначив словом, мастер умышленно ставит перед своими учениками барьер. Для чего? Это может знать только сам Мастер.

Раздел "нежность" следует начинать с парных упражнений. При этом необходимо использовать силу — партнёры (в разумных пределах, конечно) оказывают друг другу сопротивление. Задачей этого этапа является определение направлений сил. (В отечественной литературе, в книге Сенчукова Ю.Ю. "Да-цзе-шу", встречал термин — "силовые линии". Очень ёмкий и выражающий суть процесса). По мере того, как ученик начинает эти линии чувствовать, физическая сила его при выполнении приёмов постепенно уменьшается. Таким образом, постепенно необходимо добиться полного ощущения и знания максимально возможных сил (количество), при помощи которых будет возможно эффективно (и осознанно, с точки зрения теории) вести поединок с противником. В результате, все ненужные действия (и придуманные техники, "работающие" только в условиях спортивного зала) отпадают сами собой. Каждое действие становится эффективным, приносящим результат. Понятно, что это — и экономия времени на каждого противника, и экономия своих сил, и проявление "нежности" к самому себе.

Отработка "бесстрастности" начинается с того самого момента, когда вы входите в зал. Раньше использовался следующий приём — вошёл в зал, оставь все свои заботы за порогом этого зала. Закончится тренировка, вернёшься к своей обычной жизни. Здесь и сейчас ты посвящаешь это время только своему тренингу. Как только началась тренировка, следует забыть про все свои проблемы и сосредоточиться только на движениях, партнёре и инструкторе. Не разбрасывайтесь своим временем, используйте его с максимальной выгодой для себя. Знания — это самое главное богатство. А вы пришли в зал именно за знаниями.

К тому времени, когда вы начнёте работать над "грациозностью", у вас должно быть поставлено нижнее дыхание. В нашей школе на этом этапе используется "дыхание в позиции всадника" и "удержание ног углом".

При изучении техники стремитесь держать спину прямой — таковы всегда были рекомендации, пришедшие к нам очень много лет назад. Но ведь не всегда это возможно, да и нужно при ведении реального боя. По-моему мнению, (основанному не только на личном опыте) дело не столько в том, чтобы держать спину прямой. Дело в том, чтобы вы не держали спину, а она была бы выпрямленной. Необходимо это для того, чтобы во время нанесения ударов по противнику, вы не повредили свой позвоночник ("сила действия равна силе противодействия"). Линия отдачи должна быть по возможности прямой (вспомним "прямоту"). Тогда ваше тело будет всего лишь проводником этой силы, а не её получателем. Отдача через тело гасится в землю. Вот отсюда и необходимые требования к прямой (выпрямленной) спине, и к позициям, и к напряжению строго определённых групп мышц как при ударе, так и к положению тела после удара.

Не забывайте, что некоторая часть работы с "бесстрастностью" уже начата вами. Значит, посмотрите (в самом прямом смысле этого слова) на своего партнёра чуть "свысока" и "сквозь". Пусть сейчас партнёр станет для вас обезличенным. Не думайте, что вы обидите его этим. Ведь вы же "бесстрастны", и он тоже. Но такое положение головы позволит вам очень многое. Вспомните опять старые рекомендации — "подвешенная голова".

Итак. Бесстрастный взгляд — "подвесили голову". Дыхание поставлено длительным тренингом в "позиции всадника". Значит, центр тяжести находится на нужном месте. Не напоминают ли вам выполненные условия "принцип маятника"? Спина выпрямилась, центр тяжести выпрямил её, естественно, при условии правильного взгляда и, как результат, положения "подвешенной головы". Позвоночник "вытянулся". Вот теперь вы можете с успехом, без вреда своему здоровью (хотя бы со своей стороны) действовать.

И это будут очень грациозные движения. Кстати, раздел "грациозность" очень удобно отрабатывать в ката — и позиции, и перемещения, и сила, и концентрация, баланс, и умение показать приём обратной силы после атаки. А также, без дыхания вы не сможете сделать ни одного ката. Можно, конечно, не использовать технику ката в своих тренировках, придумывая массу причин, прикрывающих либо безграмотность, либо лень. Это ваше личное дело. Но тогда вы сами лишаете себя боевой грациозности. А в результате, шаг за шагом, микротравма позвоночника, затем травма.... Вам это надо?

Напомню, что это далеко не все приёмы, используемые в работе над качествами воина. Это только начальный этап.

И последнее — "комбинаторное мышление". Знаем ещё мало, но работу всё равно начинать необходимо уже с первых шагов. Эта работа и начинается, как только мы приступаем к освоению таблицы Мастера. Это и легко, и трудно одновременно. Сейчас попробую объяснить.

Существуют следующие правила построения в таблице: каждое последующее движение включает в себя предыдущее; и, два предыдущих движения при их сложении образуют следующее, третье движение (речь идёт о, так называемых, базовых движениях корпуса). Всё видится очень простым — сложил два движения и получил следующее. Только вот именно в данной простоте и кроется ловушка: мы занимаемся не сложением простых чисел от 1 до 12, а умением познавать и совмещать принципы, заложенные в эти движения. Просто-напросто, эти принципы пронумерованы. Вот и всё. Самой распространённой ошибкой начинающих (я и сам прошёл через это) является то, что видимая лёгкость и доступность арифметических действий толкает на сложение циферок. Увлечься этим легко, и часто, бывает очень трудно, отказаться от этого направления — математика очень интересная наука! Только вот в бою требуется не знания сложения, а применения принципов выживания, базирующихся на обыкновенных природных законах.

Поэтому (я уже писал это в интернете) осмелюсь взять на себя ответственность и продолжить мысль моего Учителя, Г.В.Попова — в настоящее время следует пользоваться терминологией с небольшим, но серьёзным уточнением — вместо словосочетания "базовые движения" использовать термин "базовые принципы движений".

Мы знаем, что таблица Мастера, форма которой была передана мне (и не только мне, но и всем, кто хотел над ней работать и постигать науку боевых искусств дальше), состоит из трёх основных частей (Сила, Связь, Гармония).

... Я помню этот овальный стол в квартире Андрея Попкова, много интересных учеников Германа Попова, сидящих рядом со мной, сверкающий взгляд Учителя, смотрящего на меня. Я слушал Учителя и думал о своих друзьях, тогда ещё не учениках, с которыми мы будем работать над этой таблицей. Впереди было столько интересного и непознанного. Я стоял у дверей нового Мира, в который Учитель пригласил меня. Я с радостью переступил этот порог. На следующий же день мы начали работу над таблицей.....

Можно даже допустить, что это (Сила, Связь, Гармония) условные названия, но всё равно, данные три части таблицы остаются. Просто, так их легче воспринимать нам, европейцам. Каждая часть, в свою очередь, разделена на четыре раздела. Данные разделы можно изучать как линейные структуры, как систему квадрата, как систему построения по кресту, как систему "полумесяца", как систему круга. О чём это говорит? Только о том, что эта система универсальна, и любой желающий может над ней работать в выбранном им направлении, на основе своих взглядов и своего мировоззрения. Это универсальная таблица, доступная каждому желающему продвигаться по пути самосовершенствования и самопознания. Только неразумный человек может отказываться от предложенного шанса.

Сама форма таблицы была уже давно опубликована в альбоме "Сань — Хуан — Фа". В этой таблице заложено много интересного и полезного. Познав принципы построения таблицы, их легко перенести в свою жизнь. В настоящий момент, имея доступ к этой информации, мы имеем дополнительные шансы, по сравнению с другими людьми, на улучшение своей жизни. Но не стоит воспринимать это как рекламу, поскольку, чтобы эти шансы реализовались, следует много, очень много сделать...., не думая о собственном возвеличивании.

Но это уже другие темы для разговоров. Начнём с малого!


 

Обсудить статью

[ В начало ]

 


Длина тематической ветви не более 16 ответов.

Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.

Модератор: info@kanrit.ru

 

   Открыть новую тему

35   От : user  ka82   Тема : Где можно увидеть таблицу, о которой говорится в статье?

2008-10-19 20:30:45   

Где можно увидеть таблицу, о которой говорится в статье?

Спасибо

Написать ответ      

39   От : user  Ольга Матаева   

2008-10-19 21:02:08   

В альбоме "Сань-хуан-фа". http://www.bookmail.ru/shop.php?p=product&pId=383

Написать ответ      

95   От : user  Чук   Тема : "Пять качеств воина" и "пять первоэлементов" Китая.

2004-09-14 00:00:14   

Виктор Валентинович, есть ли какое-нибудь соответствие-соотношение между "Пятью качествами воина" и пятью Китайскими первоэлементами?

Спасибо!

Написать ответ      

91   От : user  В В Смирнов   

2004-09-14 09:44:29   

По-моему мнению, есть. Дело в том, что этап занятий по схемам "Третьего комплекса — первоэлементы" развивает в человеке самые противоположные качества, в нем скрытые. Так вот, для того, чтобы эти качества уметь контролировать, очевидно, и следует развивать добродетели.

Думаю, что техника в Мьянме на этом особо не фиксировалась, поскольку особые национальные формы воспитания уже сразу оказывала влияние на отношения "учитель-ученик" и обеспечивала воспитание воина из мальчика, если он приходил к Учителю.

В наших же условиях, похоже, этому следует уделять особое внимание. Но не удалять из системы обучения. Но это во многом зависит от самих учеников.

Написать ответ      

77   От : user  Чук   

2004-09-15 10:13:43   

Виктор Валентинович, а в Бирме вообще есть традиция какого-то реального "применения" Пяти Китайских стихий "на практике"? Обладаете ли Вы какой-нибудь информацией по этому поводу на уровне хотя бы того как это представлено в "литературе" по "Багуа"? Или таких акцентов там не делается?

Спасибо!

Написать ответ      

76   От : user  В В Смирнов   

2004-09-15 15:03:31   

Уважаемый Чук, что вы имеете ввиду под — "реальным применением"? Информации предостаточно и очень различной. Не обо всём могу говорить, поскольку многие всё равно не поверят.

Все акценты мы ставим на реальность техники — это первое, что в данном случае необходимо. Второе — дыхание, дыхательные комплексы. И опять же их перенос на боевую практику.

Сформулиройте более конкретнее ваш вопрос.

Написать ответ      

67   От : user  Чук   

2004-09-17 22:16:20   

Под "реальным применением" я имел в виду "взаимодействие" филосовской информации с практикой искусства. В Шанги, есть вроде бы три ступени обучения, не связаны ли они с филосовскими:Небом,Землёй и Человеком, Материей, Энергией и Жизнью, Теорией, Практикой и Объединением...

Написать ответ      

64   От : user  Чук   

2004-09-19 22:57:56   

Пять качеств воина тоже должны были бы быть связаны с пятью первоэлементами. В Багуа это, согласно книжкам, связано даже с ударами. Есть ли такое в Шанги? Хотелось бы получить информацию о первоэлементах в доступной пониманию форме, а то всё то, что в книжках — страшно непонятно... Вы были в контакте с носителями традиций.... Те, кто не поймут и не поверят — имеют на это право, право своей точки зрения, но кто-то же должен сказать, что : "...Земля вертится..."

Написать ответ      

64   От : user  anavrin   

2004-09-20 14:51:37   

Информацию хотят получить все. И конечно же в готовом виде. :)))

Через призму 5 можно посмотреть уже на базовую технику перемещений по пяти точкам. Сама по себе эта простая на первый взляд техника очень глубока, а с учетом ее истории — уникальна.

К чему. Пять элементов, нужно искать и видеть, в старых техниках, совмещающих и философию и реалии боя.

Написать ответ      

63   От : user  Ольга Матаева   

2004-09-20 18:28:04   

Рассказать о первоэлементах в кратце невозможно. Объясню почему. Базовый курс работы с первоэлементами 7-9 лет ежедневного труда. Без перерывов, без могу — не могу, хочу — не хочу. Это отдельный, закрытый раздел школы. Но никакой мистики здесь нет. Просто это не всем нужно. Кому можно и нужно изучать этот раздел определяет только Наставник.

Виктор Валентинович сейчас готовит обзорную статью по первоэлементам. Но досконально этот раздел обсуждаться не будет.

Желаю успехов!

Написать ответ      

58   От : user  Чук   

2004-09-21 10:27:09   

Уважаемая Ольга!

В своей просьбе я не прошу объяснять конкретные прикладные и секретные практики требующие ежедневного труда. Просто меня "не удовлетворяет" тот уровень объяснений и информации о первоэлементах который бытует сейчас в "литературе".

Так как Виктор Валентинович был у носителей традиции — ему и карты в руки. Действительно, никакой мистики там быть не должно, всё просто и ясно, но в "книжках" напущено "туману"...

Спасибо!

Написать ответ      

66   От : Palych   

2004-09-21 17:44:12   

Уважаемый Чук.

 

Позволю себе обратить внимание на один момент, который проходит красной нитью по многим статьям на данном сайте (кстати в других школах и направлениях этот момент также присутсвует). Ученик должен САМ придти к решению. Одну из таких проблем Вы озвучили: "Связь пяти первоэлементов и пяти добродетелей". Признаки и свойства первоэлементов достаточно полно изложены и описаны. А Ваша задача обдумать и сопоставить. А результаты можно выставить на обсуждение. ;-)

Вот к примеру.

Прямота и Нежность порождают Бесстрастность, Нежность и Бесстрастность порождают Грациозность, Бесстрастность и Грациозность порождают Комбинаторное мышление, А Грациозность и Комбинаторное мышление порождают Прямоту, и т.д.

Предвижу большое количество критики в адрес изложенного. Но исхожу из цикличности и спиральности прогресса, возвращение к исходной точке но на более высоком уровне...

 

С уважением ко всем участникам,

Осознающий, что ничего нельзя достигнуть в нашем мире за просто так.

Написать ответ      

64   От : user  В В Смирнов   

2004-09-21 17:47:48   

Хотелось бы вас и Чука видеть на семинаре.

Написать ответ      

54   От : user  Чук   

2004-09-25 20:45:18   

Спасибо за приглашение Виктор Валентинович, но я обетуюсь в Литве, поэтому присутствовать не смогу...

Написать ответ      

60   От : user  Чук   

2004-09-21 10:17:46   

Господин anavrin, Вы всё очень прекрасно описали, только Вы не могли бы описать и те техники и стили, которые "совмещают в себе философию и реалии боя"?

Спасибо!

Написать ответ      

60   От : user  anavrin   

2004-09-21 13:55:52   

Далеко ходить не надо. Вы на форуме одной из таких школ.

Написать ответ      

53   От : user  Чук   

2004-09-25 20:43:35   

Если можно, совместите "пять первоэлементов" с "качествами воина".

 

Спасибо!

Написать ответ      

52   От : user  anavrin   

2004-09-27 12:03:56   

Это такой тест на зрелость? :))

В моей программе подготовки пока такие вопросы не вставали. Пока.

Написать ответ      

49   От : user  Чук   

2004-09-30 10:48:16   

Господин anavrin, никаких "тестов" я Вам не предлагаю. Вы являетесь представителем Школы и я спросил о чём спросил....

 

В своё время я перелопатил некоторое колличество литературы по поводу "Пяти элементов", но удовлетворяющего меня ответа не нашёл....

 

Как мне кажется, "верное знание" всегда просто, доступно и логично, что, конечно, не снимает обязанности работать...

 

Спасибо!

Написать ответ      

69   От : user  А Журавлев   

2004-09-24 01:35:11   

Здравствуйте! Я не принадлежу к школе ШАНГИ, но тоже являюсь представителем традиционной школы и получаю свои знания от первоисточника. Попробую ответить на ваш вопрос о связи первоэлементов и реалий боя.

Первое, что хочу сказать — столь трепетное с мистическим оттенком отношение к философскому и религиозному аспекту БИ присуще больше НАМ чем ИМ. Для них все эти вещи естественны, если вы понимаете. Китайцы не религиозная нация, но традиционная (про бирманцев не знаю, но они тоже Азия).

Есть классическая схема взаимодействия первоэлементов в виде пятиугольника (звезды). Есть описания характеристик или качеств, присущих каждому из них. Есть теория развертывания мира в представлении китайцев от точки до свастики (есть в книге Сунь Лытана на русском). Зная и понимая природу начал Инь И Ян, характеристики первоэлементов и их соотнесение с человеческим телом вы можете без труда классифицировать всю технику, каждое движение в соответствии с первоэлементами, а также началами Инь и Ян. Вот только я вас несколько огорчу — это мало отразится на вашем боевом уровне!

Понимание этих вещей имеет очень важное значение для достижения духовных, религиозных задач, но не для практики боя, хотя безусловно способствует более глубокому пониманию ЗАМЫСЛА создателей стиля. Заверяю вас, что всю БОЕВУЮ технику можно объяснить и не пользуясь указанными концепциями, что, собственно, и делается. Есть системы, в которых этим вещам практически не уделяется внимания, но они являются очень эффективными в бою и наоборот. Описание мира с помощью первоэлементов и сил Инь и Ян универсально. С помощью этих понятий можно классифицировать всю вселенную, поэтому эту философию можно соединить с любым процессом, происходящим в мире, в том числе и с "реалиями боя". Но в бою актуальны иные вещи, тоже объяснимые на основании вышеуказанных концепций. Но это тема не для форума:)

С уважением,

Журавлев Александр

Hong Kong Wing Chun Institute

Написать ответ      

60   От : user  В В Смирнов   

2004-09-24 17:17:52   

Молодец, Александр! Ты делаешь успехи в БИ. Я рад за тебя.

Написать ответ      

62   От : user  А Журавлев   

2004-09-24 20:02:39   

Спасибо Виктор Валентинович! Очень приятно, что вы обращаете внимание на мои высказывания!

Мне интересно отвечать на такие вопросы, потому что ответы на них являются важными для меня самого.

 

Мы хотели бы, если это возможно, познакомиться с членами СБВС и подробнее узнать об этом образовании. Я написал "Мы", потому что мой друг Анатолий Белощин и я теперь имеем официальный статус и выступаем от имени Hong Kong Wing Chun Institute. А также сертифицированы на 2-ю мастерскую степень по стилю Вин Чун этой линии.

С уважением,

Журавлев Александр

Написать ответ      

60   От : user  В В Смирнов   

2004-09-24 21:15:18   

Очень скоро Ольга Владимировна сообщит вам о первом официальном сборе и первом первенстве СБВС. Это будет знакомство, и это будет прикольно. А пока — приглашаю на семинар по кендо — базовые принципы. С собой иметь бокен.

Написать ответ      

60   От : user  Чук   

2004-09-25 20:56:21   

Господин Александр!

У меня возник вопрос в связи с прочитанным. Зачем Вы занимаетесь Wing Chun?

Гораздо проще и практичнее — кикбоксингом..:)))))

Вы получаете информацию из первоисточника, так поделитесь, прошу Вас ею...

Книжки читать я умею...

Поделитесь, например, объяснением стихии "Дерева"....

Если, конечно, это не секрет, а ведь секретом это быть не должно, судя по Вашему тексту...

Спасибо!

Написать ответ      

69   От : user  А Журавлев   

2004-09-27 16:42:35   

Уважаемый Чук! В системе Вин Чун наставники не отягощают себя этими вопросами :) Это китайский рукопашный бой, и это не спорт как кик-боксинг. Любая книжка по цигун или акупунктуре даст вам ответ на все вопросы по первоэлементам и ни один китаец, а уж тем более я, не скажет словами больше. На сколько я знаю, в ШАНГИ есть этап покорения стихий, но я думаю это никак не связано с вербальной деятельностью.

Если вас так интересуют подобные вещи вы найдете больше информации на форумах тайцзи-цюань или цигун. БИ используют эти знания, но в основном в части применимой к поединку. А как я уже говорил, чтобы быть хорошим бойцом совсем не обязательно знать о первоэлементах. Меня больше интересует бой и все с этим связанное, в том числе и психотехника. Первоэлементы — часть картины мира в представлении китайцев, это не БИ в прямом смысле.

Журавлев Александр

Написать ответ      

59   От : user  Чук   

2004-09-29 10:27:44   

Спасибо, Александр!

Написать ответ      


 

 


Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100

 

Разработка веб-сайта 2000г. AtSEO.ru