Главная
Логин : Пароль :  

[ Регистрация ]   [ Забыл ]

[ Обсудить статью ]

[ << Другие статьи ]

Версии названий

Дата: 2003.04.11

 

С тех пор, как в нашей стране появилась Школа Мастера У Таунг Дина, какие только названия ей не присваивали. В самом начале, в 70-х годах, это было карате. Об Основателе Школы так писали советские газеты: "Г.В.Попов провёл несколько лет в Бирме, где познакомился с этим видом борьбы, увлёкся ею и познавал "азбуку" каратэ под руководством восточных мастеров. В мае нынешнего года он избран заместителем председателя Федерации каратэ РСФСР".

Потом, это было ушу, лечебная гимнастика, саньда, самозащита — но никто, из тренирующихся под руководством Г.В. Попова, не обращал внимание на внешнюю вывеску. Тем более, всем было известно только одно название — "Чой-кендо". Именно этим мы и занимались. Следует оговорить тот момент, что название писалось в двух вариантах — "Чой-кендо" и "Чой-кен-до". Поскольку Основатель никогда не рассказывал нам историю происхождения названия, а литературы в то время по боевым искусствам практически не было, а про Бирму — вообще говорить не приходится, поскольку это была закрытая страна, так что нам приходилось рассчитывать только на своё упорство и круг знакомых, обладающих информацией по Востоку, а также на свою фантазию.

Первый вариант написания связывался в наших мыслях с образом змеи и фехтования на мечах. ("Наших" — поскольку я пишу от своего лица и от Заира, так как тогда мы делали всё вместе). Хотя техника меча нам никогда не преподавалась, мы с Заиром, имея большой арсенал техники с палкой, выполняли эту же технику, и с мечом. В настоящее время могу сказать, что интуитивно мы шли по правильному пути, Пути Мастера. Данные техники построены на одних и тех же принципах и отличаются некоторой спецификой самого оружия. Естественно, будучи инструкторами, мы не преподавали эту технику в группах, так как её не давал нам наш Учитель. А тренировали её сами, на своих тренировках. И это дало нам очень многое. Герман Васильевич, всегда отмечал наши постоянные поиски, корректируя саму технику. В результате мы, пришедшие к нему позже других, сделали достаточно быстрый скачок, и из последних рядов (ряды образовывались от старших к младшим — в группе инструкторов) быстро переместились в первые ряды. (Примечание: в спортивной группе в первых рядах стояли инструктора, а затем — победители в спаррингах на предыдущей тренировке. Таким образом, начиная с третьего ряда, состав постоянно менялся. Выиграл — вперёд, проиграл — отойди в задний ряд. Очень хороший и показательный принцип. Советую использовать его в своих группах).

Второй вариант расшифровывался "чой" — змея, "кен" — кулак, "до" — путь. В общем получалось — Путь змеиного кулака. Эта версия существовала также равноправно, как и первая. И никого особенно это не трогало. Тем более постоянная техника "рука-змея" только подтверждала этот вариант. Техники змеи, птицы, леопарда, медведя, техники освобождения от захватов, спарринги, прикладные техники — всё это было так интересно, что никому даже в голову не приходило сомневаться в том, что это разные техники из разных систем и школ. Для нас это было одной школой, построенной на единой базовой системе. Никто и никогда на этих, школьных занятиях, не испытывал чувства дискомфорта или недоверия к Учителю.

В разговорах, беседах обычно использовался сокращённый вариант названия Школы — просто "Чой". К сожалению, это сокращение дало некоторый отрицательный результат — последующие поколения стали использовать именно этот вариант названия. И, увы, расшифровывать его стали иначе — Честь, Отвага, Интеллект. По самой сути верно, поскольку без этих качеств в Школе долго не продержаться. Но при этом было всё-таки утеряно что- то неуловимое, но очень важное для понимания, не умом, а сердцем!

Интересно, а кто-нибудь из современного поколения задумывался, что стоит за названием Школы, ведь оно возникло не просто так? В названии скрыто очень многое, как для духовного совершенствования, так и для понимания самой техники.

В настоящее время существуют несколько версий происхождения слова "Чой". Одну версию озвучил сам Г. В. Попов. Вторая версия — моя версия после изучения чисто шанского стиля.

Где же истина? Ведь даже, если принять тот вариант, что название придумал сам Г.В. Попов, то почему именно "Чой"? Ведь это не стандартное слово, которое может сразу прийти человеку на ум. Всё-таки за этим названием что-то стоит!?

"Со времен Рамы V основными центрами подготовки боксеров в Taйланде стали три города: Чай, Корат и Лопбури. Существовала даже старая поговорка, прославляющая технику знаменитых бойцов, их уроженцев — "Кулаки Кората, смекалка Лопбури и хороший удар Чайя".

Это просто информация к размышлению. ГВП, как востоковед, без труда имел доступ к литературе по восточным системам единоборств.

"В начале XIX века при короле Раме II (1808-1824) сформировались два различных направления тайских боевых искусств: чок муай (кулачный бой без оружия) и краби крабонг (фехтование). Так как на краби крабонг сильно сказалось европейское влияние, то в настоящее время практикуют его немногие тайцы".

 

Вот у нас появились ещё два очень похожих слова — ЧАЙ и ЧОК. При этом они оба имеют отношение к боевым искусствам.

Можно, конечно предположить, что название "Чой" пришло к Г.В. Попову интуитивно. Но это только лишний раз доказывает его очень крепкую связь с Мастером У Таунг Дином и его личные неординарные способности.

 

Посмотрим, что пишет по этому поводу Г.В.Попов:

"Как известно, технику Школы в СССР привёз Г.В. Попов, автор этого письма, из Бирмы( Мьянма), где я обучался в течении двух лет у Мастера У Таунг Дина. До этого мне три месяца довелось заниматься в буддийском монастыре, и нигде, название того, чему я обучался, мне не сообщалось. Да и я сам этим не интересовался. Главным для меня была поразительная эффективность приёмов Школы, а не её название. И, тем не менее, в конце обучения я спросил одного из соучеников, как они это называют. И услышал: "Таинг".

Бирманскиё язык трёхтональный, буква "Т" звучит как "ТС" или "Ц", окончания проглатываются. Я услышал это, как "Цай". Позднее я узнал, что так называется школа у-шу в Китае на кантонском диалекте, на пекинском это звучит как "Чой".

Вернувшись в 1971 году в Россию, я обнаружил, что кроме термина "каратэ", здесь больше ничего не известно. Только после моей статьи "Айкидо — тренинг настроения" люди в СССР узнали об этом виде единоборства. Я же первым в СССР начал преподавать в 1972 году эту дисциплину. Столкнувшись с полным незнанием боевых единоборств в СССР, на вопрос "что я преподаю?" обычно отвечал: "Это не каратэ. Но ближе всего в каратэ к моей Школе стоит Вадо-рю".

Когда наступила эпоха гонений на каратэ, я стал называть мою Школу "гимнастика у-шу". Тогда все каратисты переквалифицировались из чувства самосохранения в ушуистов. Поскольку в монастыре я изучал ещё и кендо, то Школа "Чой" стала именоваться "Чой-кендо".

Когда командующий ВДВ Маргелов пригласил меня поставить боевое единоборство в этом роду войск, то именно я предложил назвать его "рукопашный бой", тогда как в ВДВ собирались назвать его "боевое каратэ". Я же был и главным судьёй на первых соревнованиях по рукопашному бою в Кишинёве, поскольку проводились они по разработанным мною правилам. На семинарах ВДВ я, естественно, не упоминал про восточное название Школы, а называл её "Базово-кустовой метод рукопашного боя".

Но теперь можно с полной уверенностью сказать, что именно эта версия ошибочна. Почему? Да просто потому, что это я подсказал Герману Васильевичу трактовать "Чой" от "таинг" , узнав после очередной поездки, что именно так называется в Мьянме боевое искусство. Во-вторых, в этом заявлении Г.В. Попова есть два несоответствия: 1 — сначала было название "Чой-кендо", и мы все носили белое кимоно с эмблемой Школы; 2 — гонения на карате наступили позже. Вот тогда мы переоделись в робы, тапочки, сняли эмблемы и стали называться гимнастикой ушу "Цай". При этом существовала одна особенность — как бы мы не одевались и, как бы не назывались, но обучение шло по одной и той же схеме, а именно, по базово-кустовому методу. Так может, он существовал с самого начала и был только расширен прикладными средствами и адаптирован к европейскому стилю жизни?

Другая версия возникла после занятий в 2002 году с мастером из провинции Шанги. Это были техники боя с палкой, мечом, парными мечами и боя без оружия. В этих формах постоянно встречается форма CHUN, что в переводе с мьянмарского означает "кот". Кошка в Мьянме считается священным животным. Очень много технических приёмов имеют названия, связанные с поведением кошки. Причём, кошка — это не только сама кошка, но и все те животные, которые принадлежат семейству кошачьих ( тигр, лев, леопард, пантера). В Мьянме, у шанских мастеров существует поверье, что , если твоё тело покрыто татуировкой (10000 котов), то ты становишься неуязвимым для холодного оружия. Причём всю татуировку следует нанести за один сеанс! Думаю, что вытерпев такую экзекуцию, можно вообще не обращать внимание на ножи и мечи. На самом деле, здесь подразумевается не физическая неуязвимость, а психологическая.

Мьянмарцы произносят это слово, как ЧАУНН, причём достаточно быстро и с певучим звуком на конце. Попробуйте, и у вас получится нечто похожее на ЧОЙ. Можно предположить, что европеец, не привычный к певучести мьянмарского языка, мог услышать именно такой вариант. Далее, многие названия технических приёмов, которые Г.В. Попов давал нам раньше, только ещё раз подтверждают эту версию. А, если бы вы могли видеть исполнение техники Г.В. Поповым, то у вас отпали бы все сомнения.

Итак, у нас есть ещё две версии происхождения слова ЧОЙ (CHOY) — от слова ТАИНГ (THAING) и от слова CHUN.

В любом случае, это только подтверждает, что Г.В. Попов не только знаком с техникой Шанги, но и серьёзно её изучал. Но с тех пор прошло уже более тридцати лет, и вполне естественно, что техника самого ГВП видоизменилась. Школа не стоит на месте, она, как живой организм, продолжает расти и развиваться. Опыт и знания ГВП позволили ему адаптировать технику Мастера У Таунг Дина к современному российскому пониманию. И не стоит забывать, что ГВП имеет право на это, поскольку прошёл обучение под руководством Мастера У Таунг Дина и получил от него соответствующие наставления и рекомендации. Исходя из этого, надеюсь, что вы поймёте меня теперь — постоянно тренируясь под руководством мастеров Школы, получая информацию прямо из первоисточника — смешно смотреть на тех, кто пытается создавать своё из уже переделанного и называть это истинной техникой Школы, при этом ни разу не видев оригинала!

Если кого-то смущает тот факт, что ГВП не называет сейчас то, что он преподаёт, названием ШАНГИ, то это естественно. На базе "Шанги" был создан стиль "Чой", затем из "Чой" был создан базово-кустовой метод. Г.В. Попов, как настоящий Мастер, постоянно развивается и совершенствует свою технику, создавая свой собственный стиль. Это естественно, это правильно. Имя этого человека, одного из первых пропагандистов боевых искусств в нашей стране, должно навсегда остаться в истории БИ. По правде говоря, оно и так уже в истории, не одно поколение знает имя Основателя Школы в России. А, если, к тому же, будет создан стиль Мастера Попова, то можно считать, что этот человек успел уместить в свою земную жизнь несколько жизней. Только вот с последователями могут быть проблемы — найдутся ли такие молодые люди, без претензий на известность, но с безумной тягой к Знаниям, к истокам этих Знаний, соответствующие тем трём положениям — Честь, Отвага, Интеллект?

 

Обратимся к исторической информации, во вторую половину Х111 столетия. В это время в Бирме появился новый этнос — молодые варварские государственные структуры шанов. "Шаны (подобно таи и лао), завершив своё миграционное передвижение из Юго-Западного Китая на п-ов Индокитай, селились в северо-восточных и северо-западных горных районах Мьянмы, охватывая полукругом равнины верховьев рек Иравади, Салуин и Ситаун, или собственно Мьянму. Ещё в паганский период они создали свои протогосударственные варварские объединения во главе с собуа (князьями) и стали совершать регулярные набеги на центральные районы страны, а также постепенно мигрировать к югу. Государственные образования шанов появились и в Центральной Мьянме. К 1260 г. относится упоминание о поселении шанов около Мьин-Сайна, т.е. в традиционном родовом доме самих бирманцев — каруинах долины р. Чаусхе. Особенно активное продвижение шанов из своих феодализирующихся княжеств по периферии страны, в бирманские районы произошло с началом монголо-китайского вторжения (1277 г.), когда паганские цари не смогли противостоять внутренним конфликтам и сразу двум внешним силам."

Вот отсюда могли быть китайские формы и название одной из первых базовых ката — "Сань Хуан Фа". Очевидно, именно поэтому данная форма существует в семейной таблице Мастеров Школы, символизируя древнюю родственную связь.

Следующая цитата, думаю, ещё больше подтвердит эту версию:

"В 90-х годах Х111 века существовали наиболее известные шанские княжества Мьинсайн, Пииле, Меккая. Их возглавляли так называемые шанские братья — три могущественных феодальных правителя, которые обладали в Центральной Мьянме реальной силой в отличие от последних правителей Пагана. "Шанские братья" контролировали рисовую житницу страны — долину Чаусхе, опираясь на военную силу дружин, которую поставляли их единоплеменники с севера."

Вспомним перевод названия первого базового комплекса — "Три Владыки"! Г.В. Попов иногда говорил: "Три императора". Совпадения? Сомнения оставим для неверующих. Для меня же — это очевидный намёк на правильность пути в лабиринте.

Подведём маленький итог: Три шанских брата — Комплекс "Три Владыки".

А теперь ещё добавим, что нам в данный момент известны три направления шанского боевого искусства:

 

  1. SHAN GYI
  1. SHAN LAY
    SHAN GALE
  1. SHAN OTALOK
    SHAN TALOUT
    SHAN TA YOKE

№/№2 и3 известны в нескольких вариантах написания. В дальнейшем нам следует уточнить, один это вид, или самостоятельные системы, существующие в разных местностях шанской провинции. В любом случае, у нас определились три основные группы.

  1. SHAN GYI — старый стиль. Gyi — обозначает "мастер". Версия перевода может быть -

    "Шанское боевое искусство" или "Шанское мастерство".

  2. SHAN LAY/ SHAN GALE — более молодой стиль.

    Lay

      - положить, повалить, опрокинуть. Такие характеристики можно отнести к технике борьбы и технике бросков;
      - положение, расположение чего-либо, род занятий. Легко связать с местностью, где практикуется данная техника;
      - мирской, светский, профессиональный. "Светская борьба". Следует сразу вспомнить о мастере Tang Seng (1923-1993 г.г), который обучал молодого Таунг Дина технике "железный человек ". Цитата: "Центром обучения боевым искусствам была своеобразная "военная академия" Газа Кхунит Кьяунг, или Кхо Кьяунг, в которой воины, сыновья правителей и аристократов изучали не только боевые искусства, но и получали широкое образование. Наставниками их обычно были буддийские монахи. Кроме этого специально боевым искусствам обучались телохранители короля".

    Это 100% совпадение информации!

    Gale

      - ветер, буря, шторм. "Шанский ветер".
  3. SHAN OTALOK/ SHAN TALOUT/SHAN TA YOKE. По словам Старого Мастера это техника шанов с добавлением китайских техник.

    Otalok

      (Tallow) — смазывать, пропитывать жиром. " Метод внутренней смазки сухожилий, внутренней пилюли, методы дыхания и т.д."

    Talout

      (lout) — грубый, неотёсанный человек.

      (tail out) — улизнуть.

    Ta Yoke

      (yoke) — соединять, подходить друг другу, закреплять связь.

Таким образом, можно сделать приблизительный вывод и дать этим группам объединяющие названия:

  1. Шанское боевое искусство,
  2. Светская борьба или Шанский ветер,
  3. Соединённый стиль, Техника уходов, Внутренний метод, Методы связывания грубой силы, Стиль, соединяющий внутренние методы и внешнюю силу.

Два последних названия — " Методы связывания грубой силы" и " Стиль, соединяющий внутренние методы и внешнюю силу" в настоящий момент уже можно проследить по той технике, которой нас обучает Старый Мастер. Думаю, в последующем, наши ученики смогут дать более полные и точные названия всем техникам. Это только начало, стартовая площадка для тех, кто следует по Пути Мастера У Таунг Дина ( Примечание: "аун" в имени означает "победитель").

 

В заключении отметим, что название "Шанги, стиль Мастера У Таунг Дина" говорит нам о следующем:

  • "Шанги" — корни семейства Динов и их родового искусства воинов. Это прямая связь с Прошлым.
  • "Стиль Мастера У Таунг Дина" — это вариант боевой системы, переданной нам Мастером и практикуемый (изучаемый) нами в настоящий момент. Это Настоящее.

    Будущее — это мы и наши последователи. Будущее зависит только от нашей работы, при условиях сохранения Знаний Прошлого и правильного использования Настоящего.

Исходя из этого, думаю, что умные люди относятся к названиям (чего-либо) спокойно и бережно, как к носителям информации во времени. Изменится ли это название Школы в будущем — маловероятно, хотя и возможно.

Как и всякая Школа Боевого искусства, "ШАНГИ" имеет и внутреннее название, определяющее назначение Школы. Искренность и доверие Учителя к ученикам, по-моему мнению, определяется тем, откроет ли он им эту внутреннюю составляющую.


 

Обсудить статью

[ В начало ]

 


Длина тематической ветви не более 16 ответов.

Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.

Модератор: info@kanrit.ru

 

   Открыть новую тему


 

 


Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100

 

Разработка веб-сайта 2000г. AtSEO.ru