Главная
Логин : Пароль :  

[ Регистрация ]   [ Забыл ]

[ Обсудить статью ]

[ << Другие статьи ]

Отношения Учитель — ученик
Глава из книги "Жест Равновесия"

Дата: 2003.04.22

 

Давно хотел написать для вас статью " Учитель — ученик". Перебирая свои старые записи в архиве, просматривая фотографии моей молодости, натолкнулся на одну книгу с пожелтевшими страницами. Книга называется "Жест равновесия (руководство к осознанию, самолечению и медитации). Автор: Тарсанг Тулку Ринпоче — Главный Лама Тибетского медитационного центра Нингма и института Нингма.

Читайте, думайте и делайте для себя выводы.

Виктор Смирнов

 

Часть пятая. ПЕРЕДАЧА

Отношения Учитель — ученик

Трудно найти квалифицированного Учителя и

Столь же трудно принять ответственность за то,

Чтобы быть хорошим учеником. Это означает

Не просто старательно работать, но и быть также

Восприимчивым, открытым и преданным Учителю.

 

На Западе есть огромная жажда и уважение к Знанию; но то, что подразумевается под Знанием, есть обычно только образованность — накопление информации, которая, по существу, игнорирует понимание, приходящее из прямого переживания. Важность передачи Знания, связь Учителя и ученика в динамическом процессе, в сущности, упускается. Отношение к обучению иногда оказывается весьма механическим — мы вносим определённую плату и надеемся получить одну или две умных точки зрения или некоторую полезную "технику".

Традиционное отношение Учитель — ученик, базирующееся на обучении и соучастии, искренней преданности и благодарности, имеет здесь немного сторонников. Студенты получают информацию от учителей, которые сами успешно прошли через такой же процесс сбора, и лишь ответственность с обеих сторон влечёт за собой обмен информацией. Редко имеет место какое-либо личное включение одной из сторон, и часто оба — и ученик и учитель — забывают друг о друге, как только завершается курс.

Традиция передачи опытного понимания от Учителя к ученику была утрачена здесь на западе, хотя это отношение существовало в некоторых европейских эзотерических традициях несколько столетий назад. Но когда рвётся связь Учителя и ученика, её трудно восстановить, и тяжело добиться передачи переживания. Хотя это и естественное состояние ума, наблюдаются лишь редкие случаи спонтанного контакта с таким осознаванием, и без подходящего гида трудно развить основание, необходимое для поддержания, ввода и освоения такого опыта в нашу повседневную жизнь.

В течение последних нескольких лет в эту страну (Америку) пришёл ряд учителей различных традиций — и оказывается, что определённые учения пустили корни. Определённо помог "революционный" дух, который ещё жив в этой стране — есть и открытость и принятие со стороны различных людей и способов мышления. Но "традиция" часто воспринимается с недоверием; так что хотя принесённое сюда учителями с Востока Знание и сохраняет определённое очарование, есть тенденция обойтись традиционными путями — и попытаться получить это новое Знание, используя западные системы вместо традиционных методов, которые воспринимаются часто как иррациональные и неэффективные. Или мы могли так привыкнуть к нашему схоластическому подходу, что, несмотря на то, что не очень-то любим его, мы испытываем даже большее неудобство, когда входим в соприкосновение с теплотой традиционных отношений Учителя — ученика, которые зовут к более тесной связи взаимного доверия и уверенности. В Тибете есть определённый вид оленя, который производит мускус, весьма ценный для изготовления парфюмерии и лекарств. Охотники покрывают огромные расстояния, чтобы получить это вещество, совсем не заботясь о жизни оленя. Подобным же образом ученики иногда, как оказывается, ценят учителя только за то, что он даёт им — они думают, что могут купить его голову. Но такое отношение расстраивает процесс обучения, тогда как развитие здорового отношения взаимного уважения существенно как для Учителя, так и для ученика. Это особенно важно для ученика, поскольку нет путей достичь истинного понимания, кроме как через непосредственное переживание — а этот обучающий процесс нуждается в руководстве со стороны Учителя.

Часто мы пытаемся собирать учения подобно коллекционированию марок; мы думаем, что получив немного информации здесь и там — что-то из индуизма, суфизма, кагью, нингма, дзен — мы достигаем знания. Но простое накопление случайного ассортимента определений, понятий и техник, может быть скорее вредным, чем полезным; фрагменты, взятые из контекста, часто теряют свой смысл и могут дать искажённое представление об этих учениях.

Учителя применяют различный стиль и имеют разные личности; они могут даже не соглашаться один с другим на обычном уровне — но это всё правильно, это может быть даже ценным. Если бы не было потребности для такого разнообразия, осталось бы только одно учение и практики только одного вида. Но ученику не следует очаровываться этими различиями и привычно перебирать и выбирать среди различных учителей, имеющихся в распоряжении или даже среди кажущихся конфликтных действий учителя, которого он выбирает. Главная забота ученика должна состоять в том, чтобы культивировать положительное отношение с Учителем и сохранять его до полного раскрытия понимания. Так что, оказывается важным, прежде всего подумать весьма тщательно, что делает Учителя хорошим, а затем поверить, что Учитель, которого мы выбрали, есть тот, кому доверяем, за кем можем последовать, даже если путь станет более трудным, чем мы ожидали. Следование наставлениям Учителя не означает слепого принятия всего того, что нам говорится… Но после того, как мы посвятили необходимое время тщательному выбору Учителя, вдохновившего нас и вселившего веру и доверие, важно поддерживать открытость к его руководству. Нам следует быть осторожными, чтобы не оказаться ограниченными нашими предвзятостями относительно того, каким должен быть Учитель. Внешние образы часто столь много для нас значат — мы хотим поощрить свои органы чувств или же хотим "хороших вибраций". Мы хотим, чтобы путь был приятным и легко проходимым. Но Учитель, как и президент, не выбирается по его внешности.

Учитель, которому мы можем доверить руководство нами, должен в своём опыте реализовать учение, слитое с состраданием. Важно также, чтобы он понимал своих учеников и действительно хотел бы учить их, и был бы свободен от эмоциональных и эгоистических мотиваций, ибо последние могут исказить отношение. Другими словами, он должен знать, что он делает.

Учитель и сам должен быть уравновешен, так, чтобы он мог вывести в равновесие и своих учеников. Но многие традиции имеют тенденцию выделять отдельные аспекты обучения более, чем другие. Часто Учитель не может предложить законченной системы обучения — ударение может делаться на медитации без необходимого философского осмысления или же эрудированность может не сочетаться с достаточным практическим опытом, чтобы сложилось равновесие. Поэтому важно рассмотреть, одинаковое ли ударение Учитель делает на теорию и практику.

Трудно найти квалифицированного Учителя, и столь же трудно принять ответственность за то, чтобы быть хорошим учеником. Это означает не только напряжённо работать, но и быть отзывчивым, открытым и преданным Учителю. Такие качества не слишком поощряются в западной системе образования, поэтому трудно их поддерживать.

Огромный энтузиазм часто мотивирует нас, когда мы впервые вступаем на духовный путь, но часто нам недостаёт необходимой устойчивости и настойчивости проявить постоянство, когда начальное очарование постепенно сходит на нет. Нас привлекла лампа учения, но мы спасаемся бегством, когда тепло становится неудобным. Новизна отношений может некоторое время удерживать нас, но потом не исполняются наши преувеличенные ожидания или же Учитель предлагает нам делать нечто, что нам не нравится или требует дисциплины, которая, как нам кажется, ограничивает нашу свободу. Так что мы можем сказать себе, что получили достаточно из учения, и отпасть — часто, чтобы искать нового, "лучшего" Учителя.

Но когда мы оставляем одного Учителя вследствие трудностей наших с ним отношений, это редко помогает перейти к кому-нибудь другому, так как трудность, которую мы не можем разрешить, часто есть лишь проявление помехи, лежащей в нас самих. Когда мы приняли доверие и серьёзное отношение к Учителю, разрыв его может повести в результате к многим разочарованиям со стороны как ученика, так и Учителя. Мы можем даже почувствовать горечь, думая, что напрасно потратили проведённое с Учителем время. И ценная возможность к росту может, таким образом, обратиться в весьма отрицательную ситуацию. Так что, когда у нас Учитель, лучше твёрдо отдать себя этому отношению так, чтобы можно было добиться истинного прогресса на пути. В некотором смысле даже не имеет значения, каким нам кажется Учитель, поскольку таким подсчётом занимается отношение. Это отношение уникально; оно не похоже на обычную дружбу в обществе, которая редко длится долго — оно продолжается, пока мы не достигли полного просветления. Это его цель, и если мы могли добиться такого отношения, мы должны работать, чтобы защитить его. Наш "путь" возникает тогда, когда мы создали этот контакт, когда мы встретились на дороге, где нашли хорошего компаньона.

Даже, если Учитель в чём-то не прав, с нашей точки зрения, и кажется далёким от совершенства, когда мы вспомним, что эти различия не столь важны, как кажутся — что единственное, что имеет значение — это шанс расти и учиться, тогда мы можем использовать эту возможность, прилежно познавать себя и видеть, где лежат наши слабости. И, в конце концов, мы можем обнаружить, что мы есть одно с недостатками, ошибками и проступками, и что Учитель только показывал нам самих себя. Когда мы принимаем это и учимся доверять советам Учителя — даже если они входят в конфликт с нашим собственным пониманием и желаниями — тогда начинает завязываться плод отношения, и начинается реальный прогресс.

Опытный Учитель может видеть больше, чем в одном направлении — видеть не только настоящие действия, но и их последствия. Поэтому, когда мы следуем его совету, даже если мы не понимаем его в это время, позднее мы обнаруживаем, что он был полезен нам в том смысле, который мы не могли постичь. В такое время трудно себе представить, как это мы могли бы игнорировать помощь, предлагаемую Учителем — новые пространства, которые он открывал для нас.

Отношение Учитель — ученик может быть самым стимулирующим переживанием нашей жизни, ускоряющим и обогащающим процесс роста в новых направлениях, которые мы не могли даже предположить. Оно также может ободрить нас на открытое отношение, делая возможным для нас получение всего того, что может предложить Учитель. Нам могут быть предложены не простые задачи, но иногда некоторые разрушительные привычки могут быть сломаны только в случае огромной настойчивости с нашей стороны. Тогда Учитель с нами, чтобы показать нам наш потенциал и наши способности. Когда же, в конце концов, мы свяжем совет Учителя с нашим опытом и придём к пониманию его наставлений, мы сумеем увидеть самих себя более ясно и будем в состоянии, таким образом, работать со своими проблемами более эффективно. Глядя в ретроспективе на свои изменения, мы окажемся способны постичь мастерство Учителя в преобразовании отрицательных факторов в то, что здорово и ценно. Так что следует не снижать уверенности в Учителе и доверия к нему; тогда будет иметь место действительное обучение, часто осуществляющееся неожиданным путём или сначала несущее разочарование.

В отношении между учеником и Учителем есть внутреннее, внешнее и тайное учения, которые могут быть переданы — все скреплённые воедино нитью отношения. Без контакта с этой линией учений интимным личностным путём, трудно пережить то, что значит "реализация". Но когда мы делаем это, мы понимаем доброту Учителя — и развивается весьма утончённое отношение, основывающееся на честности, заботливости и доверии. В это время сострадание проливается из нашей открытости, и мы начинаем понимать ответственность по отношению к себе и к другим.

Учитель, учения и мы сами есть основания, необходимые для нашего духовного развития. Эти ТРИ должны быть внутренне сомкнуты ради истинного прогресса и, если хотя бы одного не достаёт, наш рост задерживается. Вместе же они, как хорошие друзья, которые доверяют и опираются один на другого. Для того, чтобы учение было передано, нам следует оставаться открытыми и восприимчивыми — подобно белой мантии, окрашенной в цвет учения. Или же подобно фотоплёнке в аппарате мы трансформируемся в образ Учителя, будучи подвергнуты свету учения.

Когда передача от Учителя к ученику полна и открыта, мы действительно переживаем Учителя, учение и себя, как одно. Когда мы реализуем такое понимание, это похоже на то, как если бы раньше мы жили в крошечной, маленькой комнате с одним фонарём; и вдруг, неожиданно, были пригашены в огромное, безграничное, залитое солнцем пространство. Радость и ясность этого переживания оправдывает все трудности отношения Учитель- ученик. Нельзя переоценить это отношение. Если же не будут переданы преемственность опытного знания и, оно не будет передано в этом поколении, огромные запасы мудрости будут потеряны.

 

Продолжение следует. В следующей публикации читайте "Доверие внутреннему Учителю".


 

Обсудить статью

[ В начало ]

 


Длина тематической ветви не более 16 ответов.

Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.

Модератор: info@kanrit.ru

 

   Открыть новую тему


 

 


Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100

 

Разработка веб-сайта 2000г. AtSEO.ru