Главная
Логин : Пароль :  

[ Регистрация ]   [ Забыл ]

[ Обсудить статью ]

[ << Другие статьи ]

Доверие внутреннему учителю
Глава из книги "Жест Равновесия"

Дата: 2003.04.28

 

Продолжение — Тарсанг Тулку Ринпоче

Безусловно, наш лучший учитель — это мы сами.

Когда мы открыты, бдительны и осознаём, тогда

Мы можем должным образом направлять себя.

 

Ученик: Как мы можем развить необходимую нам открытость, чтобы отыскать, что правильно для нас, как индивидуальностей? Что может стать катализатором ускорения процесса?

Ринпоче: Обычно нам нужен учитель. Но учитель не может знать, что для нас правильно за одну или две недели — это долгий процесс взаимной притирки. Прежде всего мы можем получить различные упражнения, так как учитель должен знать наше сознание, как реагируют наши органы чувств. После практикования этих упражнений в течении некоторого времени, мы описываем своё переживание нашему учителю и получаем личные инструкции. Тогда мы опять упражняемся, а затем снова совещаемся с ним.

Квалифицированный учитель необходим для нашего интуитивного внутреннего роста, поскольку некоторые вещи трудно освоить без руководства того, кто достиг определённого понимания и реализовал его.

Однако, некоторые учителя могут знать много, и всё же не понимать умы и переживания каждого; они могут знать некоторые вещи о личности и, тем не менее, не воспринимать более тонкие различия между индивидуальными сознаниями. Более тонкие различия могут быть видны лишь тому, кто полностью реализован.

Есть система ментального диагноза, которая может быть использована учителем для определения особых потребностей каждого ученика. Следование этой системе есть подлинный путь продвижения как ученика, так и учителя. Однако, в последние годы этот, весьма точный метод редко применяется. Теперь классы обычно включают сто или двести студентов, и учителю не легко узнать своих учеников без тесного контакта и взаимоотношений.

 

Ученик: Думаете ли вы, что всегда на духовном пути необходимо иметь личного учителя?

Ринпоче: Трудно делать обобщения. Некоторые нуждаются в руководстве со стороны учителя, но другие могут и не нуждаться. Когда у нас не остаётся заблуждений и мы владеем собой, тогда мы можем обходиться без учителя. Но до этого времени мы должны, по крайней мере, иметь духовных друзей, которые смогут нам помочь.

Духовный путь имеет много препятствий, таких, как наши внутренние диалоги, наши чувства, наши тревоги и заботы и, даже наши друзья и семья. Так что хорошие влияния являются решающими. Когда у нас просыпается интерес к духовному пути, связь с наделёнными похожей натурой может помочь и поддержать нас и может создать меньше замешательства для нас. У начинающего множество проблем, поэтому трудно без такой помощи удерживать путь в поле внимания. Если мы можем позаботиться о себе, это прекрасно. Но пока мы не в состоянии этого сделать, важно выбрать несущее поддержку гармоническое духовное окружение. Это вовсе не означает, что нам следует избегать мир — а только то, что мы должны до некоторой степени защищаться. По мере развития нашей внутренней силы, мы можем позаботиться о других также, как и о себе. Однако, преждевременная работа с другими может вызвать потерю силы, которую вы завоевали, и может даже принести нам вред.

Пока мы не научились защищать себя, мы легко можем снова впасть в свои прошлые привычки и забыть то, что мы вынесли из практики. Нам нужно ободрять себя и быть сильными. Самодисциплина означает "правильное действие" — что значит, делать для себя лучшее, на что мы способны. Когда наши умы не уравновешены, наши действия окажутся несбалансированными, и мы можем впасть в крайность и создать много фрустраций как для себя, так и для окружающих.

Лучший путь дисциплинировать своё эго — подружиться с самим собой. Когда мы радостны, тогда эго становится спокойным и не создаёт фрустрации и досады. У нас есть проблемы потому, что мы думаем, что они у нас есть. А, поскольку, мы верим в них, то оказываемся во фрустрационных ситуациях. Конфликт возникает, когда мы не слушаем свой внутренний голос.

 

Ученик: Есть ли такой момент, когда ученик должен оставить своего учителя и идти сам по себе, даже прежде, чем его практика полностью развита?

Ринпоче: Я думаю, что необходимо, прежде всего, чтобы мы оказались способными управляться в миру и не впадать в заблуждение. Потом, возможно, мы можем оставить. Когда мы знаем существенное, стабильны и уверены, мы можем постепенно развиваться, и мы можем учиться расти на любых совершаемых нами ошибках.

 

Ученик: В чём разница между преданностью и зависимостью?

Ринпоче: С интеллектуальной точки зрения преданность не рассматривается в качестве высокой добродетели, поскольку большинство не понимает её психологической пользы. Преданность создаёт отзывчивость так же, как и силу, и энергию, которую (хотя она и эмоциональна) можно использовать для развития и увеличения осознавания. В духовном отношении преданность ценна, так как выражает чаяния и идеалы нашего внутреннего ума. Она создаёт открытость, которая питает самое себя.

 

Ученик: Может ли иногда эмоция быть мотивирующей силой? Допустим, у нас есть огонь — если мы начнём раздувать воздух, он загорится лучше. Эмоция в этом смысле оказывается конструктивной.

Ринпоче: Правильно. Вот почему в религиозных системах преданность считается столь важной. Хотя преданность при внимательном рассмотрении основывается на слепой вере и указывает на отсутствие интеллекта. Преданность и молитва, весьма эффективные и мощные инструменты работы и контакта с более тонкими уровнями осознавания. Путём преданности инспирация и ученье преемственной цепи делаются внутренне известными медитирующему.

 

Ученик: Я заметил, что очень озабочен, обеспокоен идеей учителя. Я искал учителя, и думаю, что ищу того, кому могу предложить своё благоговение, кто исполнит все мои желания. Можете ли вы несколько больше рассказать о функции учителя?

Ринпоче: Несколько сот лет назад мир с огромным уважением относился к религии и духовности. Но, с тех пор, как люди стали больше ориентироваться на науку, это отношение изменилось. Всё должно получить интеллектуальное и научное доказательство, а поскольку знание или понимание, полученное с помощью интуиции или веры, научно не предсказуемо, вера и преданность приобрели побочное значение, как слабость. Так что в наши дни даже попытка быть преданным вызывает у нас множество внутренних конфликтов. Исключительная вера в кого-то ещё подвергает опасности независимость эго. И когда это случается, отношения между учителем и учеником могут стать трудными. Мы видим, что с учителем ведут себя так, как если бы он был над учеником. А это тревожит наше чувство равенства. Мы не видим в этом ценности. Но если личность действительно столь квалифицированна, чтобы быть учителем, мы можем многое получить благодаря вере и преданности ему, и наше доверие не пропадёт даром. Опытный учитель берёт на себя ответственность за руководство и поощрение нашего внутреннего роста и развития.

Отношение между учителем и учеником зависит от взаимного доверия и взаимной отдачи себя друг другу. Природа этого отношения во многом зависит от нас. Если, следуя учителю, мы думаем, что нами манипулируют, делают из нас дурака, или что учитель играет с нами в какую-то игру, наша преданность может оказаться не совсем здоровой, поскольку наш духовный рост зависит от открытости и честности. Мы хотим руководства, но не хотим, чтобы нам говорили, что нужно делать, так как это угрожает нашему эго. Мы не любим оказываться в ситуации, где, как оказывается, другой знает больше нас. Мы хотим иметь чувство, что обучаемся самостоятельно, так что определённая информация или советы, которые даёт нам учитель, особенно когда они входят в противоречие с нашими желаниями, может вызвать негодование к учителю, или мы можем почувствовать нечто подобное разрыву наших отношений с ним. Но если, в следствии некоторого нежелания честно взглянуть на себя, мы разорвём отношение доверенности и отдачи себя, совершить истинный духовный прогресс, может стать очень трудно.

Есть такие ученики, которые имеют огромное уважение к учению, но не имеют такого же уважения к учителю. Но важно познать учение и учителя, как одно.

Ученик мог бы пожелать попытаться последовать за учителем, и даже подставиться, чтобы увидеть, будет ли это работать. Но такое отношение не есть достаточное основание для начала серьёзных отношений. Это лишь может повести за собой потерю ценного времени как учителя, так и ученика. Так что важно развивать искренние отказ от себя и отдачу себя учителю, основывающиеся на взаимном доверии и уважении.

На внешнем уровне учитель обладает инспирацией всей линии Учителей Прошлого, и такое понимание прямо передаётся ученику. Эта идея "передачи" походит на матрицу для печати — когда мы наносим текст на матрицу, он будет печататься без изменений каждый раз. Эта "передача" имеет силу зарядить нас таким родом электричества, что мы становимся, подобны "свету", а через него можем обнаружить, что мы сами есть линия. Когда учитель передаёт учение ученику, ученик врастает в образ учителя, пока сам не становится учителем.

На более глубоком уровне "учитель" означает "внутреннее осознавание", "наша собственная внутренняя природа". Наше знание, реализация и повседневные переживания также могут быть названы нашим учителем, но это требует протекции и вдохновения "реального" учителя. Если наши сердца открываются, тогда наша преданность и сострадание развиваются в глубокую безмятежность. К этому времени учитель может быть просто символом положительной энергии, освобождающейся, когда исчезают препятствия, и тотчас раскрываются богатства внутреннего переживания.

В следствии нашего ощущения внутренней правды мы можем стремиться найти учителя, который даст нам понимание безусловной истины. Но того, кто никогда не делает ошибок, бывает очень трудно найти, или он может оказаться недоступен. Мы можем оказаться в состоянии глубокого разочарования.

Так что, прежде всего нам следует отпустить все наши ожидания. Когда мы открываемся, мы несравненно скорее можем узнать положительные качества учителя; и эти качества раскрываются в этом открытом пространстве, в нашем сознании. Поэтому не имеет большого значения, повреждён ли или несовершенен внешний инструмент передачи. Мы можем, тем не менее, получить исполненный смысла опыт благодаря работе с этим инструментом. Когда мы развили осознавание внутри себя самих, тогда всё в наших отношениях с учителем окажется подходящим.

Наверное, учитель — это просто катализатор, тот, кто показывает дорогу, руководит и даже подталкивает к реализации нашей истинной природы. Тогда отношение с учителем становится целостной ситуацией, благодаря которой мы растём.

В сущности, учитель — это добрый друг, тот, кто может провести нас и помочь выйти из трудных ситуаций. В этом смысле каждый из людей и всякая ситуация может быть нашим учителем, другом и проводником, даже несмотря на то, что временами мы должны проходить очень болезненные и непривлекательные пространства.

Есть и ещё один аспект, который следует здесь упомянуть. Так же, как мир состоит главным образом из воды, человеческое существо по преимуществу эмоционально, а это эмоциональное качество ощущает потребность в питании радостью и любовью. Есть такая устремлённость к контакту, к привязанности к другому. Мы нуждаемся в поддержке, мы нуждаемся в полноте, целостности, но часто мы не можем положиться на друзей и любимых, на общество, или даже на своих собственных родителей. Нет никого рядом с нами, чтобы на самом деле дополнить нас. У нас могут быть друзья и родные, мы можем добиться успеха в бизнесе, но всё еще оставаться неудовлетворёнными внутри себя — потому что мы одиноки. Мы жаждем исполнения наших желаний, и эта жажда, сама по себе, создаёт эмоциональный привкус, который влияет на всё, что мы делаем. В результате, горечь и фрустрации возрастают. Когда мы прекращаем поиски целостности вне себя, тогда, мало помалу, наши желания начинают убывать и мы меньше отягощаемся нашей жаждой.

Когда мы очень чувствительны, тогда преходящие и эгоистические "любови" более нас не удовлетворяют; нам нужно найти кого-то, на кого мы действительно могли бы положиться, кого мы можем любить без страха быть отвергнутыми. Тогда мы можем свободно действовать в соответствии со своим собственным пониманием, открытым сердцем и пробудившимися энергиями. В этом смысле учитель — это зеркало нашего высокого Я. Он активизирует наш источник внутреннего знания и наше чувство собственной полноты. Когда мы обладаем открытым сердцем, тогда внутри нас возникает "пробуждённое переживание" — мы безошибочно узнаём его.

 

Ученик: Будучи учителем, как вы можете помочь нам развить нашу медитацию после того, как мы узнали, как правильно медитировать?

Ринпоче: Прежде всего, учитель намечает определённые ступени в практике, и вселяет в ученика мужество следовать за собой, так что тот может постепенно подойти к тем же переживаниям, что и учитель. Это традиционный путь. Поскольку учитель хорошо знает местность, он может предложить карту и направить ученика. Ответственность ученика состоит в том, чтобы точно следовать карте. Когда он этого не делает, тогда переживание или реализация не наступает.

Некоторые могут прямо войти в медитативное состояние. Они полностью готовы принять указания учителя. Но другие не способны следовать инструкциям, или, возможно, их желание войти в это состояние не достаточно сильно; хотя они и читают книги по медитации и практикуют ежедневно, они всё ещё не в состоянии медитировать.

Когда мы можем следовать инструкциям учителя, мы можем увидеть их, как вид передачи, имеющий определённый магнетизм, притягательность, которая помогает нашему пониманию. Мы можем обнаружить, что все идеи и теории — только инструмент или проводник, чтобы помочь пониманию. Когда само это понимание становится прозрачным и безмолвным, нет нужды для дальнейших вопросов и ответов.

Есть такое время или определённые дни, когда мы просто и естественно бываем в медитативном состоянии, и тогда не остаётся проблем — просто приходит медитация. В такое время мы можем хорошо медитировать, и сама медитация заботится о нас и становится нашим учителем. Безусловно, наш лучший учитель — это мы сами. Когда мы открыты, бдительны и внимательны, тогда мы можем быть надлежащими проводниками для самих себя.


 

Обсудить статью

[ В начало ]

 


Длина тематической ветви не более 16 ответов.

Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.

Модератор: info@kanrit.ru

 

   Открыть новую тему


 

 


Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100

 

Разработка веб-сайта 2000г. AtSEO.ru