Главная
Логин : Пароль :  

[ Регистрация ]   [ Забыл ]

[ Обсудить статью ]

[ << Другие статьи ]

Учитель-ученик
или нужен ли Учитель в современном мире

Дата: 2004.04.26

 

Начиная с нашего появления на свет, мы все учимся. Но, почему-то, никому не приходит в голову назвать учителем одного из родителей, хотя самые первые навыки и знания мы получаем именно от них?

В школе мы называем учителями тех, кто учит нас читать и писать, не вкладывая в слово "учитель" никакого значения. Мы не называем "гуру" учителя математики за то, что он или она обучили нас сложению и вычитанию, делению и умножению. Почему мы не обращаем внимания на их личностные качества, а просто впитываем необходимые нам знания? Кто-то лучше, кто-то хуже, но наша успеваемость по тем или иным предметам зависит только от нашего трудолюбия. В начале жизненного пути мы все поставлены в равные условия и только от нас зависит наше будущее (станем мы академиками или будем подметать улицы). Если мы не выучили таблицу умножения, виноваты мы сами, а не учитель математики. И мы согласны с оценкой нашего труда.

При дальнейшем обучении в высших учебных заведениях ситуация повторяется. Мы сознательно и безоговорочно обучаемся тому, чего мы не знаем. Мы уверены, что эти знания нам необходимы для дальнейшего развития. Без рассуждений и обид мы признаем превосходство, обучающих нас, людей.

Мы продолжаем обучаться и на работе, которую выбрали, прекрасно понимая и принимая превосходство сотрудников, знающих и умеющих больше, чем мы. Мы обучаемся и растем и прекрасно понимаем, что наши успехи и продвижение по "служебной лестнице" зависит только от нас, от нашего усердия и трудолюбия.

От чего же, начав заниматься боевыми единоборствами, мы обвиняем всех и вся в СВОИХ неудачах. Нам не уделяют должного (по-нашему мнению) внимания, нам дают не правильную технику, нас не так обучают, и так далее и тому подобное…..

Мало разбираясь в боевых искусствах, в их истории и традициях, имея только поверхностные знания, мы называем тренера — учителем, и начинаем требовать от него какого-то особенного отношения, понимания сути вещей и явлений, проявления сверхъестественных способностей. Мы предъявляем претензии, осуждаем, обижаемся, сомневаемся……

Что самое интересное, мы абсолютно точно "знаем", каким ДОЛЖЕН быть учитель, что он ДОЛЖЕН делать и чего НЕ ДОЛЖЕН делать никогда и ни при каких обстоятельствах. Мы "знаем", мы читали книги, мы смотрели фильмы. Мы создали себе образ идеального учителя — доброго, мудрого, всезнающего, всепрощающего, всемогущего сверхчеловека. Мы называем себя учениками, последователями, адептами. Мы уверены в своей талантливости и неповторимости и совершенно забываем о том, что нужно еще и трудиться, прилагать какие-то усилия для изучения и запоминания техники. Если у нас что-то не получается — виноват тренер, сложная техника, методика преподавания, но, ни в коем случае не мы сами.

Где же наш опыт, приобретенный за годы нашего обучения? Почему мы забываем о том, что для того, чтобы получить результат нужно приложить усилия?

Все объясняется очень просто, не зная сути, мы создали иллюзию и пытаемся загнать, в созданные нами рамки ситуацию, неподвластную нам. А она (ситуация), почему-то этого не хочет!

А мы упрямо не хотим понять, что не нужно пытаться изменить ситуацию, нужно меняться и обучаться самому. Единоборство — это в первую очередь борьба с собой! Не изменив себя, не воспитав в себе уважение ко всем мировоззрениям и учениям, невозможно понять, что любое знание — лишь ступень на бесконечной лестнице ведущей к Истине.

Мы много рассуждаем о таком понятии, как школа. Школа внутренняя, школа внешняя, школа сильная, школа слабая. Так, что же такое — Школа? Вспомним среднюю общеобразовательную школу, в которой мы обучались в детстве. В наших воспоминаниях, это здание, в котором нас обучали. Не переносим ли мы это наше воспоминание на занятия в школе боевых единоборств? Скорее всего, да. Мы привыкли, что педагог — это воспитатель. Значит и в школе боевых единоборств нас ДОЛЖНЫ воспитывать. Вот пусть нас и воспитывают, а мы посмотрим, как это у тренера получится! Если нам понравиться, мы, пожалуй, останемся, если нет — поищем другого.

Забываем мы только об одном — тренер не воспитатель! Да и мы не дети! У нас своя голова на плечах, по каждому вопросу мы имеем собственное мнение, у нас есть определенный житейский опыт, мы сами готовы (на наш взгляд) поучить кого угодно.

Возникает вопрос — зачем нам Учитель? Чего мы хотим от человека, который преподает боевые единоборства? Чего нам не хватает в жизни?

Согласитесь, странное желание в зрелом возрасте искать себе наставника! И все равно мы ХОТИМ, что бы нас учили. Может это уход от ответственности за свои поступки, или за свои мысли? Ведь намного легче сослаться на кого-нибудь и обвинить кого-то в своих собственных промахах и ошибках, в своей несостоятельности.

Отношения учителя и ученика подразумевают ответственность друг перед другом. Мы же считаем, что ответственность берет на себя учитель, а мы можем делать, что угодно, как угодно. Он мудрый, он поймет. Он же — Учитель!

Назвав кого-либо учителем, наставником, гуру мы сами добровольно определяем себя в подчиненные и тут же начинаем бунтовать и бороться за свою "независимость". А с кем боремся? Получается, что сами с собой, со своим собственным решением. Как Вы думаете, кто победит в этой борьбе?

Есть еще странная разновидность отношений "учитель — ученик". Мы признаем превосходство тренера — как мастера боевых единоборств, но во всем остальном — мы умнее, мы образованнее. Отдавай нам знания, а сам ты нам не нужен! Ты же ничего не добился в жизни! Чему ты можешь нас научить?

Мы начинаем делить, выбранного нами учителя, на тренера и просто человека. Но при этом забываем, что мы сами пришли к учителю за знаниями, которых у нас нет! Значит, он умеет делать что-то лучше, чем мы! И мы признаем его превосходство! Парадокс!

Мы не задумывались над тем, что судим о ситуации со своей точки зрения. А что мы знаем о человеке, которого назвали своим учителем? Имеем мы право, давать оценку его знаниям и профессиональной подготовке? Зачем мы пришли на занятия? Нам нужно, чтобы нас научили или мы просто хотим посмотреть, как работает тренер? А потом можно и обсудить, что и как он делает с точки зрения дилетанта. Для сведения: Дилетант — любитель, занимающийся каким-либо, искусством или наукой без достаточной подготовки, необходимой для основательного знания предмета, поверхностно знакомый с какой-либо областью науки или искусства.

Какой вывод можно сделать? Мы хотим уметь, но не хотим учиться!

Нам очень хочется восхитить своими "познаниями" друзей и близких. И что же мы говорим в таких случаях? " Мой тренер такой крутой, он знает и умеет делать такие крутые "приемчики", что просто класс! А еще он медитирует! А еще он общается с такими мастерами! Вот какой у меня тренер!". А сами мы чему научились? Почему мы хвалимся чужими успехами? Кто из нас может рассказать о своей "крутизне" или, что еще проще, показать свое умение? Единицы!

"Знающий не говорит, говорящий не знает!" Не про нас ли это сказано? Про наши амбиции и завышенную самооценку? Почему, прозанимавшись какое-то количество времени, мы начинаем проявлять неудовлетворение от занятий? Мы задаем себе вопрос: "Когда же мы будем уметь делать сложные движения? Сколько можно учить одни и те же (по нашему мнению) движения, перемещения и приемы? Почему тренер не дает нам "крутую" технику, которой владеет сам, и выучив которую мы "одним махом семерых побивахом"!" И, оправдывая самих себя, сами себе отвечаем: " Да потому, что он сам не знает и не умеет!"

Совсем недавно мы восхищались знаниями и умением тренера, наставника, учителя, гуру, а теперь критикуем! Он оказался не таким, как нам бы хотелось. У него не тот возраст, он одевается не так, у него не та машина и выглядит он как обычный человек! Мы пытаемся "подогнать" личностные качества тренера под внешний облик "киношных" мастеров боевых искусств. В кино наставники "крутые" и благородные! За полтора часа они из неумехи сделали мастера! Причем ученик и не тренировался вовсе, а только смотрел, как работает мастер и на тебе, научился! Да как здорово у него все получается!

Мы забываем о том, что нельзя научиться чему-либо, только понаблюдав, как это делают другие. А мы все требуем и требуем: покажите нам это, покажите нам то. А что будет, если я сделаю не так как показывают а по-другому? Бесконечное количество бессмысленных вопросов. А не лучше ли прислушаться к тому, что говорит тренер и попробовать сделать именно так, как он говорит!

Мы хотим (как нам кажется) научиться, но заранее все отрицаем и скептически относимся ко всем замечаниям тренера. И что он пристал? Подумаешь, не туда ногу поставил! И так сойдет! У него же получается! И я делаю так, как он говорит и у меня все классно выходит! А он все поправляет и поправляет: то корпус поверни, то стопу не в ту сторону развернул. Лучше бы драться научил!

И ни кому из нас просто не приходит в голову, что он пытается научить наше тело работать в соответствии с определенными законами. Что он учит нас так, как его самого учили когда-то! Он сам много трудился и продолжает трудиться, для того чтобы передавать нам знания.

Наступает момент, когда мы считаем, что вот если бы мы занимались у руководителя нашего тренера, вот тогда мы бы быстренько всему научились! А тут одна тягомотина. А вот там, мы бы показали свое умение. Это очень опасный момент переоценки своих возможностей! Ничему не научившись, мы не можем реально оценить уровень знаний нашего тренера. Но мы уверены, здесь у нас не получается, а там получиться! Это заблуждение может сыграть с нами очень злую шутку. Вроде все также, вроде все просто, а на самом деле выясняется, что даже элементарные движения мы не в силах повторить. И только после объяснений нашего тренера, что-то становиться понятным. Мы начинаем задумываться. Значит наш тренер все-таки, что-то знает и умеет!

А ответ очень прост. Мы читали в книгах о боевых искусствах, что существуют какие-то уровни передачи техники, какое-то "видение" техники. Вот это и есть уровень восприятия знаний. Наш тренер понимает и делает, а мы не можем. Еще одно разочарование! А как же наши амбиции? Наше желание заниматься только у самого главного разбивается о наше собственное нежелание трудиться.

Возникает вопрос — а нужен ли нам вообще тренер, наставник, учитель? Вот только ответ у каждого будет свой. И если мы решаем, что это нам необходимо, нужно следовать всем указаниям нашего тренера, наставника, учителя. А не частично. Это я буду делать, а это нет. Если появились какие-то сомнения, вопросы, обращаться надо именно к своему тренеру, а не самому пытаться разобраться. Не надо создавать иллюзий и пытаться жить в них.


 

Обсудить статью

[ В начало ]

 


Длина тематической ветви не более 16 ответов.

Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.

Модератор: info@kanrit.ru

 

   Открыть новую тему

84   От : user  А Журавлев   Тема : Несовсем правильная статья. Критический взгляд Сашусика

2004-05-04 23:58:54   

"Знающий не говорит, говорящий не знает!" Не про нас ли это сказано?" Нет! Это про Дао, потому что "О Дао нельзя говорить, но то, что существует до слов и есть Дао". По поводу оценки Дилетантом великих мастеров, тренеров и т.п. Вы сравнивали обучение боевым искусствам с обучением в школе или ВУЗе. Но ведь всем известно, что школы и ВУЗы бывают плохие и хорошие, как и учителя в них, а соответственно и образование зависит не только от студента, но и от качества преподавания, не так ли? Когда мы начинаем чему-то учиться — мы всегда дилетанты в этой области и мы должны и обязаны оценивать учителей. Ведь не только они, но и мы тратим на них свое время и даже деньги. Отношения учитель-ученик это отношения двоих. По поводу возможности у дилетанта оценить специалиста или человека, позиционирующего себя как специалиста. ШАНГИ, как и любой другой вид это практическое искусство. И это не бокс, где тренер может ничего из себя не представлять как боксер, но, при этом быть хорошим тренером. Когда Вы хотите нанять себе репетитора по английскому, Вы ведь их как-то выбираете, хоть и не знаете английского, т.е. являетесь дилетантом.

Мы приходим в зал по совершенно конкретному поводу — учиться боевым искусствам. И в этих рамках мы подчиняемся своему наставнику, но выходя из зала ученик может сесть в феррари, а наставник поехать на автобусе, при этом, если он НАСТАВНИК, то сумеет сохранить отношения учитель-ученик и за рамками зала. Человек не может быть Специалистом во всем, но если он настоящий Специалист хоть в чем-то, то это всегда вызывает уважение.

Обычно, те инструкторы, которые сами являются специалистами-практиками и понимают предмет, его преимущества и недостатки, которых не может не быть, ясно излагают. Им понятны проблемы, подстерегающие учеников и они знают способы их решения. А что касается людей, которые вместо занятий трепят языком и высказывают претензии, на мой взгляд, если таких людей нет среди руководства школы и в ней здоровый дух, то они отсеятся сами со

Написать ответ      

68   От : juli   

2004-05-05 11:59:15   

Вы говорите про инструкторов Вин Чун?

 

Кстати, Вам знаком афоризм "Краткость сестра таланта"? Здесь не конкурс молодых литераторов.

Написать ответ      

67   От : sashusik   

2004-05-05 21:44:30   

Ну, наверное было бы неверно ограничиться только заголовком и написать что я не согласен. Я с уважением отношусь к автору статьи, поэтому и написал так подробно — статья-то большая. А выпады в сторону инструкторов Вин Чун не уместны на дайном сайте, тем более, что Вы, скорее всего не с одним из них не знакомы.

Написать ответ      

75   От : user  С Малинкин   

2004-05-05 16:22:36   

Да, безусловно, это сказано о ДАО. Но истина многогранна, смысловое значение этого выражения имеет несколько пластов понимания. Да, ВУЗы бывают плохие и хорошие, в сознании людей это ассоциируется с понятием престижа. Престиж ВУЗа определяет качество преподавания. Где лучшие преподаватели, в МГУ и МГИМО, или в Заборостроительном Институте? И ВУЗ вы выбираете по своему уровню подготовки и ума. Дело только в вас и ваших способностях. По-вашему незнание английского делает невозможным выбрать грамотного преподавателя. Хорошо, тогда как вы его выбираете? Наверное, сначала собираете информацию, советуетесь с более опытными людьми, а затем принимаете решение. Или вы, прочитав газету, ткнете пальцем в первое попавшееся объявление? И в этом случае дело только в вас и ваших способностях. Если именно вы нашли наставника, у которого хотите учиться боевому искусству, то, почему, по-вашему, сам наставник должен стремиться сохранить отношения «учитель-ученик», а не вы сами?

Написать ответ      

65   От : sashusik   

2004-05-05 21:48:18   

Ну про Дао это я пошутил, Вы должны были понять. А что касается отношений Учитель-Ученик, то это отношения ДВОИХ и ОБА должны учавствовать в их создании и сохранении. Обе стороны подвержены ошибкам в этих отношениях. А также без ВЗАИМНОГО уважения эти отношения сводятся к банальным товарно-денежным отношениям. Именно это я и имел в виду.

Написать ответ      

81   От : Петр   Тема : Правильная статья

2004-04-26 21:09:14   

Очень хорошая и правильная статья. Спасибо Ольга

Написать ответ      

79   От : user  anavrin   

2004-04-26 22:54:15   

Согласен с оценкой!

Посмотрел на людей вокруг себя.

Заглянул внутрь.

100%

Написать ответ      


 

 


Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100

 

Разработка веб-сайта 2000г. AtSEO.ru