Главная
Логин : Пароль :  

[ Регистрация ]   [ Забыл ]

[ Обсудить статью ]

[ << Другие статьи ]

О буддизме, натах и о Ко Мьо Шин (часть 2)

Автор: Belkin Vladislav

Дата: 2005.10.12

 

Вопрос о возможном сочетании (противоречии) культа натов с христианством, исламом и другими религиями, в рамках настоящей статьи не рассматривается, не анализируется и не оценивается. Все детали традиции изучения шанских воинских искусств, связанные с культом натов и известные автору статьи из личного опыта, а также из опыта других участников ежегодных поездок в Мьянму, и упомянутые в тексте, носят только информационный характер.

 

Легенда о Ко Мьо Шин (Ko Myo Shin)

 

Ко Мьо Шин (Ko Myo Shin) — нат, покровитель и защитник штата Шан. Культ почитания Ко Мьо Шин наиболее сильно распространен в центральных районах Мьянмы, а также в районах традиционно называемых в европейских источниках Верхней Бирмой.

В 2005 году с 25 по 29 марта в г.Мэймьо (Maymyo, он же Pyin U Lwin, расположен примерно в 40 км к востоку от Мандалэя) проводился фестиваль в честь Ко Мьо Шин, обычно фестиваль проводится с 1 по 5 день убывающей луны месяца Табаун (Tabaung).

Табаун – 12-й месяц традиционного лунного календаря, приходится на февраль и март, время окончания сухого и холодного (для мьянмарцев) сезона, часто называют месяцем фестивалей пагод – Paya Pwe, в полную луну месяца проводится фестиваль пагоды Шведагон.

Ко Мьо Шин также считается покровителем людей, практикующих воинские искусства, и, как нам стало известно несколько лет назад, серьезное отношение к Ко Мьо Шин занимает важное место в традициях семьи Динов.

Есть несколько версий того, как Ко Мьо Шин стал натом, иногда некоторые фрагменты легенд о Ко Мьо Шин практически полностью совпадают с легендами о натах Маун Тин Дэ (Maung Tint De/Min Maha Giri) и Ко Тейн Шин (Ko Thein Shin).

Такое совпадение объясняется тем, что основной способ передачи легенд – устная традиция, где личные предпочтения, настроение, а также свойства памяти рассказчика, часто добавляли или исключали какие-либо детали жизнеописания ната.

И все же вернемся к Ко Мьо Шин. Большинство рассказов о Ко Мьо Шин сообщают о том, что он был на военной службе у правителей Мьянмы, пользовался большим доверием, был успешен в воинских делах и весьма искушен в навыках воина.

Ко Мьо Шин был возможным преемником правителя одного из королевств в районе реки Иравади (Ayeyarwaddy River). Однажды Ко Мьо Шин его и его родственник У Мин Кьяв (U Min Kyaw) возвращались в свое королевство после военного похода в шанские земли и спасли от смерти двух шанских принцев Кон Чо (Khun Chou) и Кон Та (Khun Tha).

Кон Та и Кон Чо понравились правителю королевства, и тот решил воспитать их при своем дворе и назначил воспитателями Ко Мьо Шин и У Мин Кьяв. Затем правитель передумал поручать роль воспитателя У Мин Кьяв так, как тот был большим любителем спиртного и отличался очень склочным характером, любил сквернословить и затевать ссоры для того чтобы подраться, и был скорее грешником, чем примером для юных принцев.

Поэтому воспитывать шанских принцев было приказано Ко Мьо Шин и его сестре Пале Ин (Palei Yin). Что те и успешно делали, относясь к принцам как к родным сыновьям Ко Мьо Шин.

Ко Мьо Шин был суровым воспитателем, но при этом любителем всяческих розыгрышей и шуток, которые он любил организовывать и не сильно обижался, если пытались разыгрывать его самого.

У Мин Кьяв после решения правителя посчитал себя опозоренным, стал завидовать Ко Мьо Шин, затаил злобу на него и на правителя.

Однажды, когда Кон Та и Кон Чо отправились по делам в шанские земли, У Мин Кьяв поднял мятеж против правителя и захватил власть. Затем он убил правителя и его жену после чего взял себе в жены Пале Ин.

После этих событий незавидная доля ждала Ко Мьо Шин, поэтому он и Пале Ин решились на побег и укрылись в доме у одного из своих знакомых. У Мин Кьяв поручил найти беглецов и, особенно проинструктировал вернувшихся в королевство Кон Та и Кон Чо, поручив им самим убить Ко Мьо Шин для подтверждения их лояльности.

Кон Та и Кон Чо встретились с Ко Мьо Шин и сказали, что они не могут убить своего приемного отца. Тогда чтобы не подвергать их опасности быть наказанными, Ко Мьо Шин собственноручно отрубил свою голову. В этот момент он и стал натом.


Ко Мьо и Пале Ин чб
Когда Кон Та и Кон Чо и вернулись к У Мин Кьяв, тот принял от братьев голову Ко Мьо Шин, а затем вероломно убил обоих шанских принцев. Кон Та и Кон Чо также стали натами, причем натами, жаждущими мщения.

По легендам им впоследствии удалось отомстить У Мин Кьяв, заманив его в ловушку, и тот погиб под упавшим деревом, в свою очередь также превратившись в ната (иногда рассказчики называют У Мин Кьяв – Нат пойманный деревом).

Судьба также определила место Пале Ин среди натов и верных помощников Ко Мьо Шин.

Часто брата и сестру изображают вместе в традиционных шанских одеждах и с мечами (Dha) в руках – у Ко Мьо Шин их два, а у Пале Ин – один.

Изображения могут отличаться деталями, но наиболее часто Ко Мьо Шин изображен в черной одежде, широкополой шляпе и с трубкой для курения..

Посещающие Янгон, могут найти иконы с Ко Мьо Шин и Пале Ин в пагоде Шведагон, побродив среди лавочек с буддистскими атрибутами.

Ко Мьо Шин иногда называют – Правителем девяти городов, защитником девяти ворот. В таком обращении причудливо переплетены традиционно мистическое отношение у буддистов к цифре 9 (у Будды было девять специальных атрибутов) и исторические упоминания о девяти (иногда девяносто девяти) каналах или местностях в районе г.Кьяуксе (Kyaukse).

Эти «девять районов» по приказу короля Анараты и других правителей в целях ирригации активно осваивались и были по существу рисовой житницей бирманского королевства. По одной из легенд Ко Мьо Шин жил во времена короля Анараты и был кем-то вроде министра-правителя для девяти деревень в районе Кьяуксе. (В Мьянме как и в Китае «деревня» может существовать на протяжении нескольких сотен лет и упоминаться в исторических хрониках).

Районы Кьяуксе граничат с землями шанов и, по легендам, Ко Мьо Шин часто приходилось заниматься делами короля в шанских землях, а также разбираться с пограничными конфликтами. Причем судил он справедливо, что вызывало уважение у шанских племен, и формировало отношение к Ко Мьо Шин как к защитнику интересов шанов.

Своеобразным является то, что Ко Мьо Шин не является шаном по происхождению, но считается покровителем штата Шан.

Также легенды связывают Ко Мьо Шин с миром обитания мифических существ, где сакральным числом является число девять.

В земных делах и в мире обычных людей Ко Мьо Шин является полномочным представителем этого «девятого» мира, наделенным властью вмешиваться в дела людей и управлять их судьбой.

В центральной Мьянме многие жители, отправляясь в поездку или путешествие группой, стараются избегать ситуации, когда участников – девять. Если этого не удается избежать, то многие считают, что у такой поездки есть большие шансы окончиться неудачей, а то и трагедией. Причем в ежедневных заботах и делах избегать таких совпадений стараются как верящие в натов, так и активные скептики и критики культа натов.

Опасения мьянмарцев по отношению к числу «девять» очень схожи с привычными для нас (будем считать себя европейцами) опасениями по отношению к числу «тринадцать» — это любимое число какого-то могущественного существа, и поэтому использование этого числа простыми людьми может рассердить и вызвать гнев (или пристальное внимание) этого существа.

Если же это произошло, то до неприятных последствий недалеко – дом, построенный на девятый день восходящий или сходящей луны – разрушится; девять повозок или машин в караване – жди поломок и задержек в пути, и т.п.

В мьянмарском языке слово «ko» означает – девять, но также может означать «поиск защиты у божества (ната)». Nat-ko означает подношение нату для получения его защиты и расположения.

В мьянмарской традиции изучения шанских воинских искусств часто используются Nat-kо, а также определенные ритуалы и ограничения для занимающихся, часть ритуалов связана с Ко Мьо Шин, часть нет.

В семье Динов нат Ко Мьо Шин (в общении упоминается как Ко Мьо) считается очень важным и активно действующим покровителем. Принято в трудные и сложные моменты в жизни членов семьи обращаться за советом и покровительством к Ко Мьо.

Отношение к Ко Мьо весьма уважительное и серьезное, особенно это проявляется в разрешении проблем и ситуаций, связанных с занятиями воинскими искусствами.

После ухода Мастера У Таунг Дина, в Мьянме был очень непростой период в деле продолжения Пути Мастера в воинских искусствах. Считается, что во многом Ко Мьо способствовал тому, что российская группа на протяжении многих лет имеет возможность получать знания и продолжать свое обучение. Ко Мьо недвусмысленно дал понять, что ученикам из России стоит уделять время и среди них есть люди с «good nature».

Обычно Nat-ко для Ко Мьо организуется мастером и учениками, изучающими шанские техники. Кadaw-pwe, дополненная флажками с изображениями буддистских священных животных, небольшими флагами штата Шан, ароматическими свечами и некрупными суммами денег размещается в помещении где, проводятся тренировки.

Перед началом тренировки мастер зажигает 5 свечей перед Кadaw-pwe, затем мастер и ученики сев на колени, сложив ладони в традиционное буддистское приветствие на уровне лба и закрыв глаза, в течение нескольких минут (не более 10), мысленно обращаясь к Ко Мьо, просят его о помощи и поддержке в освоении (демонстрации) техники, благодарят за возможность изучать воинское искусство и развивать свой дух.

Таким же ритуалом заканчивается тренировка. Для адептов других религий и чужестранцев во время ритуала мастер рекомендует просить о поддержке и помощи верховное божество религии или соответствующего покровителя.

Рекомендуется во время изучения шанских техник не употреблять в пищу свинину.

Очень заметным элементом традиции мьянмарцев в занятиях воинскими искусствами являются татуировки на теле мастеров и учеников. Татуировки могут иметь различное предназначение, с одним объединяющим фактом – татуировка не для красоты, татуировка может быть защитой от каких-либо болезней, напастей, происков натов враждебных конкретному человеку (или его семье). При нанесении татуировки обязательно берется обещание или обет, без исполнения которого татуировка теряет свою магическую силу (например: не употреблять спиртных напитков, быть верным одной женщине, не употреблять в пищу определенных продуктов, допускать демонстрацию татуировки другим людям только в определенных обстоятельствах и т.п.).

Специальная татуировка может быть выполнена для того, чтобы Ко Мьо мог быстрее и легче найти контакт с человеком, занимающимся воинскими искусствами. Вопрос о расстоянии и местонахождении человека большого значения не имеет, если Ко Мьо «признал» его или контактировал с ним ранее, то по своему усмотрению может каким-то образом поддержать, помочь, а возможно, подтолкнуть к участию в какой-либо непростой, часто смешной ситуации. Ко Мьо принято считать суровым, но склонным к озорству натом.

Одним из любимых развлечений Ко Мьо считается вмешательство в ход показательных выступлений людей, занимающихся воинскими искусствами. Неожиданное изменение логики исполнения формы, ритма и рисунка движений доставит немало удовольствия мастерам, понимающим, что происходит. Наиболее же часто это случается при демонстрации техник с бирманскими мечами.

Другой страстью Ко Мьо является курение. Ко Мьо при жизни был любителем курить трубку, чего, он, очевидно, лишен в бытие ната. Поэтому весьма любезным и очень внимательным по отношению к Ко Мьо будет возможность дать ему покурить. Есть несколько вариантов того, как это можно сделать, но конкретный и допустимый для определенного человека способ может порекомендовать, тот кто часто и подолгу общается с Ко Мьо.

У некоторых российских последователей Стиля Мастера У Таунг Дина во время поездок в Мьянму реализовалась возможность непосредственно ознакомиться и участвовать в ритуалах связанных с Ко Мьо. По-моему глубокому убеждению, нет никакого смысла описывать в деталях, в чем состояли эти ритуалы, т.к. это личный опыт людей согласившихся в них участвовать.

Единственное, что можно отметить для исключения каких-либо домыслов, все эти встречи проходили в виде продолжительных бесед с традиционным мьянмарским целителем, во время которых произошло несколько событий, трудно объяснимых с точки зрения научного подхода.


Nats shrine

 

Библиография и источники

 

Для желающих более детально познакомиться с феноменом натов можно рекомендовать следующие источники:

 

Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии. Годовой цикл. – М.Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993 год.

Сказки народов Бирмы. Перевод с бирманского. Составление В.Б. Касевич и Ю.М. Осипова. Примечания В.Б Касевича. Предисловие Д.В. Деопика, М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1976.

Статья «Праздник Духа», журнал GEO № 12, декабрь 2003 года

Colourful Myanmar, Khin Myo Chit (на английском языке)

Сайт http://www.burmalibrary.org (на английском языке)

И, наконец, самый главный и ничьим мнением незамутненный источник – посетите Мьянму, найдите толкового гида и попросите его организовать для вас посещение какого-либо фестиваля или встречу с практикующим традиционным целителем (без обращения к натам в традиционном целительстве Мьянмы не обойтись).

И, если вам интересна эта страна – Мьянма, не затягивайте долго с поездкой.

Мьянма быстро меняется от соприкосновения с «благами» цивилизации во всем их положительном и отрицательном многообразии. В настоящее время страна живет своей трудной и самобытной жизнью, и пока, в отличие от соседнего Таиланда, не так сильно ориентирована на организацию развлечений для охочих до экзотики западных туристов.

Все, о чем упоминалась выше, о культе натов – вплетено в повседневную жизнь реальных людей, и это не напоказ, не для дополнения индустрии туризма. Это – для самих мьянмарцев, это часть их культуры.

 

* * *


 

Обсудить статью

[ В начало ]

 


Длина тематической ветви не более 16 ответов.

Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.

Модератор: info@kanrit.ru

 

   Открыть новую тему


 

 


Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100

 

Разработка веб-сайта 2000г. AtSEO.ru