Главная
Логин : Пароль :  

[ Регистрация ]   [ Забыл ]

[ Обсудить статью ]

[ << Другие статьи ]

Забытое искусство Бандо

Автор: СЦ "Шанги"

Дата: 2006.02.06

 

Расположенная в Бенгальском заливе между Индией, Китаем, Лаосом и Таиландом, Бирма долгое время оставалась закрытой для западного туризма. Эта страна хранит секреты боевых искусств очень мало известных на Западе, таких как, например, Бандо. Репортаж нашего специального корреспондента из Рангуна Жиля Вернера.

 

«Мадам и мсье, мы приземляемся в Рангун. Температура за бортом 39 градусов..».

С чувством собственного достоинства несколько европейцев, прилетевших рейсом Бангкок-Рангун, прошли в аэропорт. Надо сказать, что Бирма не открывает визу больше, чем на одну неделю: страна осталась немного вне времени, в стороне от туристических маршрутов и внимания журналистов. Иммиграционная карта, таможня («Вы фотограф? Нет, конечно, нет, я только любитель»), и я выхожу из аэропорта. Окруженный продавцами черного рынка («У вас есть виски? Сигареты?»), я прибавляю шаг и спешу в такси. Доллар, который стоит 6 джат по официальному тарифу можно обменять на 30 джат на черном рынке!

Бирма, я мечтал о ней более двух лет. Точнее с того момента, как прочел в Asian Fighting (Единоборства Азии, авторы Смит иДрейгер) главы, посвященные этой стране. (Будет кстати сказано, что эта книга – настоящая библия для любителей боевых искусств: Donn Draeger и Robert Smith посвятили всю свою жизнь изучению восточных единоборств. Это произведение – плод 50 лет поисков! Находка для всех, кто может читать по-английски.) Итак, бирманские главы описывали странное боевое искусство, называемое Бандо.

С изумительной техникой прыжков… Страстно увлеченный различными видами боевых искусств, я посетил Японию, Корею, Китай, Таиланд.… Но нигде не слышал о Бандо.

Немного истории

Чтобы расставить все по своим местам, надо было посетить Бирму. Через знакомого боксера, который ранее посещал эту страну, я узнал адрес одного таксиста, сыгравший со мной злую шутку: «Измаил? Он уже два года в тюрьме! Черный рынок…» Все начиналось как нельзя лучше! К счастью, Charly Charmillon говорил мне еще о молодом чемпионе, достаточно известном в Рангуне. Я преуспел в поисках, и он представил меня своему учителю. Инженер, химик, биолог по образованию, его учитель, который к тому же был знатоком бокса и кендо, сразу же понял цель моего приезда. Несколько дней спустя, он познакомил меня с великим учителем Бандо – У Пье Тейном (U Pye Thein).

У Пье Тейну было уже 75 лет. Вместе со своими учениками он помог мне сделать этот репортаж.

Находясь меж двух гигантов, Индией и Китаем, Бирма всегда испытывала влияние своих могущественных соседей. На протяжении первого тысячелетия нашей эры, влияние Индии на боевые искусства было очень сильно. Затем, в течение второго тысячелетия, не прекращали развиваться контакты с Китаем. Зародившийся в Индии буддизм практиковался 85% населения. Есть мнение, что, в Бирме, как и в Китае, первыми изучать боевые искусства стали монахи. Это обучение базировалось на дыхании, медитации и особых положениях тела. Так появились бирманские боевые искусства.

Захваченная монголами в 13 веке, Бирма столетиями вела войны с Сиамом (будущим Таиландом).

В 1885 году установила свое господство в стране Англия: Бирма стала провинцией Индийской Империи. Оккупированная с 1942 по 1945 Японией, Бирма получила свою независимость только в 1948 году.

От Таинга к Бандо

Бирманские боевые искусства можно разделить на две ветви: рукопашные техники (Бандо, бирманский бокс, борьба), и техники с применением оружия (Банши ). Мы не будем говорить сегодня ни о боксе, ни о борьбе, но только о Бандо и Банши.

Термин Таинг включает в себя совокупность всего опыта. Таинг практиковали веками вплоть до британской оккупации. Существовало, по меньшей мере, 9 различных стилей, каждый из которых соответствовал определенной этнической группе: Birman, Chinois, Indien, Chin, Kachin, Karen, Mon, Shan и Talaing. Для упрощения некоторые стили использовали термин Бандо, чтобы обозначать совокупность их искусств (с оружием или без). С приходом англичан, обучение Таингу становится секретом, доступным немногим. Открытие Государственного Атлетического Клуба в Маимио (Maymyo) в тридцатые годы можно считать новой отправной точкой.

В 1942, во время японской оккупации, Таинг был организован на национальном плане. Это искусство единоборства распространилось на всю страну благодаря Молодежной Лиге, численность которой составляла 20000 человек. Японцы содействовали созданию соревнований между специалистами ниппона и знатоками бирманского Бандо, такими, как, например, знаменитый У Пье Тейн. Таким образом, Бандо обогатилось японскими техниками борьбы, такими как: дзюдо, айкидо и джиу-джитсу.

В 1948 году состоялся первый чемпионат Бирмы. В пятидесятые года увидела свет бирманская федерация Таинга, во главе с У Чит Тханом (U Chit Than), учеником У Пье Тейна. Другая организация, интернациональная федерация Бандо, была создана У Ба Джи (U Ba Gyi). Его сын, Маунг Джи (Maung Gyi), способствовал развитию Бандо в США.

Учитель У Пье Тейн

В наши дни популярность Бандо упала. Под влиянием фильмов Брюса Ли, молодежь отдает предпочтение кун фу или карате. Несмотря на это, многие учителя стремятся сохранить живую традицию бирманских единоборств. Среди них, человек, ставший легендарной фигурой: У Пье Тейн. Известный многочисленными поединками, которые он выигрывал на протяжении своей долгой карьеры, старый мастер больше не занимается обучением. Сейчас он живет вместе со своим учеником, У Чит Тханом, в его додзе в самом центре Рангуна. В свои 75 лет, У Пье Тейн сохранил лукавство молодости. И если его тело, отмеченное временем, потеряло свою мощь, то его дух всегда такой же легкий. Юмор, безошибочная память, этот старый мастер полон веселья, которое, признаться, имеет легкую склонность к виски и напоминает о старом китайском колдуне из «Приключений Жака Брютона»!

Небольшое лирическое отступление: я привез с собой книгу Asian Fighting Arts. И это тот самый У Чит Тхан, который более 20 лет назад позировал для иллюстраций этой работы. Снова просматривая фотографии, учитель У Чит Тхан, которому сегодня за 60, не смог сдержать улыбку: «Ах! Какими мы были молодыми…» Затем он оставил меня с У Пье Тейном для незабываемого интервью: Я думаю, что в моей семье всегда был вкус к сражениям. Наследственная черта! Мой отец тренировался под руководством шанского инструктора (Shan) (Шаны имели репутацию превосходных воинов). Со мной произошла достаточно забавная вещь. Однажды я наткнулся на учебник по джиу-джитсу, написанную двумя японцами. Я занимался один, пока не освоил технику, описанную в этой книге. Между тем, веками никто в Бирме не занимался этим боевым стилем с бросанием. В 30-е годы мы еще не знали дзюдо: это действительно было что-то совсем новое. Суперинтендант местной полиции искал учителя для обучения его людей боевым искусствам. Он устроил бой между мной и шанским инструктором. Но этот человек, прекрасно умеющий обращаться с холодным оружием, ничего не знал о бросках.… Несколько раз я отбросил его и суперинтендант, весьма впечатленный, принял меня на службу. Позже, этот офицер дал мне учебник по обращению с палкой, и, начиная с этого времени, я обучал полицейских владению палкой.

В 1937 году я выиграл титул чемпиона Бирмы по боксу. Поскольку я владел английским боксом и японским джиу-джитсу, я имел некоторое преимущество над большинством бирманских инструкторов. Многие стали приходить ко мне, чтобы я научил их этой технике боя. С этого момента я посвятил себя обучению боевым искусствам бирманцев, которые взамен также обучали меня. Во время японской оккупации, я ушел из полиции. Я занялся Молодежной Лигой, и мы организовали бои с японскими экспертами единоборств. Я стал известным учителем Бандо. Но я включил в свое искусство ключи и броски, а не только удары кулаками и ногами. Бирманцы всегда славились в поединках с оружием, особенно в работе с двумя мечами и копьем. Но в меньшей степени в рукопашном бою.

Защита от холодного оружия

В начале обучение происходило таким образом — ученик изучал сначала перемещения и основные положения тела. Затем его обучали блокам и уклонам, в количестве девяти. Потом ученик учился технике атаки. В Бандо главным образом дерутся против вооруженного противника. Здесь люди очень любят видеть цвет крови! Очень редко дерутся врукопашную. Почти всегда можно встретить человека с оружием. Следовательно, Бандо учит вас обороняться против одного или нескольких вооруженных противников. Главная идея – уклониться от атаки, сделав шаг в сторону (а не назад!), затем отвести руку с оружием, иммобилизовать ее с помощью ключа, в конце взять оружие и использовать его, чтобы ударить противника. Мы находим в Бандо все виды ударов: кулаками, ногами, локтями, коленями, головой (девять друзей)… Эта техника благоприятствует ближнему бою. Наиболее типичный и мною любимый прием — это удар левым-правым кулаками, затем сделать ключ рукой или совершить бросок. Впрочем, я думаю, что ключ локтем наиболее эффективен! Основная идея, конечно, как можно скорее вывести противника из борьбы. Мы часто работаем ногами; главным образом используется удар ногой в лицо.

Работа с оружием

Одна из особенностей Бандо – это защита от двух или трех противников. Делают один шаг в сторону, для избежания контакта с вооруженной рукой, но не назад, чтобы контролировать ситуацию. Бирманцы больше доверяют своему оружию, чем своим рукам и ногам. Работа с оружием, или Банши (Banshay), ведет нас в Индию и Китай. Главное оружие это: меч, палка, копье и kwant hawk cup; меньшей популярностью пользуются кнут и нунчаки (цепь той же длинны, что и бруски). Часто используются два меча одновременно. Но ученик не должен извлекать лезвие меча из ножен, если в этом нет необходимости. Сначала он дерется, не вынимая меча из ножен. Но, даже вынув клинок, он должен приложить все усилия, чтобы обезоружить своего противника. Ранение или убийство будет только доказательством плохой техники… Владением копьем или двумя мечами обучаются на средней стадии, эквивалентной японским катам. По-другому, не существовало каты для рукопашной борьбы. Но в наши дни, под влиянием карате и кун фу, мы их создаем. Без сомнения это проще, чем…»

Перед тем, как меня покинуть, мастер рассказал мне, что он составляет свою биографию, и что эта работа будет для меня, без сомнения, очень полезна. Он представил мне одного из своих учеников, Сайя Минн Йеккха (Saya Minn Yekkha), главного инструктора Бирманского Института Боевых Искусств. Учитель Минн Йеккха, который к тому же работает адвокатом, перевел на бирманский язык некоторые работы по боевым искусствам.

Мастер со своими учениками позировал для фотографий, иллюстрирующих эту статью. Сайя Минн Йеккха пообещал мне прислать биографию старого учителя, переведенную на английский. В обмен я оставил ему мои экземпляр книги Asian Fighting Arts. Он уже начал ее перевод на бирманский. Я уверен, что Draeger и Smith оценили бы это!

Gilles Werner

 

P.S. Выражаем благодарность Лидии Щербаковой за перевод с французского языка материалов, любезно предоставленных нам Мьянмарской федерацией таинга.


 

Обсудить статью

[ В начало ]

 


Длина тематической ветви не более 16 ответов.

Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.

Модератор: info@kanrit.ru

 

   Открыть новую тему


 

 


Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100

 

Разработка веб-сайта 2000г. AtSEO.ru