Главная
Логин : Пароль :  

[ Регистрация ]   [ Забыл ]

[ Обсудить статью ]

[ << Другие статьи ]

Самый большой татами в мире — 2
(или краткий отчёт о поездке в Мьянму в 2004 году)

Дата: 2004.02.10

 

Справа — Океан, слева — Солнце,

Дыхание — внутри.

 

…2004 год. Январь. Счастье переполняет меня — я вновь в этой удивительной стране, в Мьянме! Я снова дышу этим воздухом, стою на земле мастеров боевых искусств, я общаюсь с ними! Какой он будет, этот год? Впереди столько нового, непознанного…. И это ждёт меня и моих друзей уже завтра. Нет, уже сегодня вечером, когда мы коснулись этой земли, я знал, начнутся чудеса. Так было всегда. Уверен, что любой, кто был в этой стране хоть раз, с нетерпением ждёт своей следующей встречи с Ней. Почему? Вряд ли кто-нибудь из нас ответит определённо на этот вопрос. Скорее всего, мы особым, внутренним чутьём, ощущаем доброту и теплоту, окружающие нас. Мы приезжаем сюда учиться и… вспоминать.

Когда мы пришли на первое занятие, я вспомнил прекрасный зелёный парк в районе Королевских Озёр, в котором тренировался Мастер У Таунг Дин. Это место нам показал старый Мастер У Кхин Хлайнг. Если история повторяется, значит, мы двигаемся во времени в правильной проекции Пути Мастера.

Итак, мы стоим на прекрасной лужайке под огромным чистым небом Мьянмы. А впереди ещё и звёздное небо над Индийским океаном. Всё говорило и подсказывало — нас ждет масса интересного, необходимого, впереди — успех!

Занятия начались с мастером Майклом Джи. Очень своеобразный человек, ему бы быть кинозвездой в Голливуде, а он обыкновенный моряк. Но, именно этим он и ценен, он много путешествовал по всему миру, бывал во многих портах разных стран и жил реальной жизнью моряка. Естественно, ему приходилось не раз проверять своё боевое искусство на практике. Майклу сейчас 57 лет, он бодр и весел, и благодарен Мастеру У Таунг Дину за его уроки. Поэтому он с радостью передавал нам технику, которой обучал его сам Мастер. Эта техника практиковалась в 60-70 годах в Школе. Нам она была интересна ещё и тем, что в это время там обучался наш Учитель, Г.В. Попов. Интересно было сравнить его понимание и преподавание техники с оригиналом.

Майкл Джи преподавал нам формы, называемые в Школе, комбайн-ката. Всего этих форм пять. Но они совсем не похожи на начальные ката каратэ (Хэйян №/№1-5). Майкл говорил, что японские инструктора всегда восхищались этими формами и признавали, что в японской технике такого нет.

На что следует обращать внимание в этих формах. Прежде всего, это связь, наглядная связь, между движением и дыханием.

Давайте немного отвлечёмся и заглянем в историю. В Мьянме (ранее Бирма) практиковалось много боевых искусств. Одни были предназначены — для королей, другие — для обыкновенных людей. То есть в каждом общественном слое практиковалось своё боевое искусство, со своими правилами и, естественно, техниками. Также отдельно практиковалось искусство телохранителей королей. Это было отдельное боевое искусство, которое принесли в Бирму шанские племена. Это был очень воинственный народ. Только шаны могли и знали, как научить этому искусству. Отметим ещё и тот факт, что обучение проводилось только в данной местности, других они не учили. Таким образом, эта информация передавалась исключительно среди шанских воинов, а также внутри каждой семьи, имеющей свои техники и методики. И вот эти секреты передавались только внутри одной семьи. Теперь вы можете себе представить, какой была конкуренция на пост телохранителя короля! Напомню, что дядя У Таунг Дина был личным телохранителем. Какого же должно быть боевое искусство, хранимое в этой семье, чтобы выдерживать конкуренцию постоянно совершенствующих техник и методик!

Итак, возвращаемся в сегодняшнее время, на тренировки с Майклом Джи. Он говорил: "Обращайте внимание на три действия и на три дыхания". Вот ключ к исполнению этой техники. (Должен в очередной раз обратить ваше внимание на искусство комплекса "Сань — Хуан — Фа"). Данная техника — это не только набор позиций, ударов, блоков и комбинаций. Это продуманная система знаний, имеющая очень хороший фундамент.

Вот поиску этого фундамента и была посвящена данная поездка. Точнее сказать, это мы поняли позднее, когда прошли весь курс, построенный Главой Школы, Мастером У Нюнт Дином.

Когда мы тренировались на океане, Майкл стал нам давать какие-то простые комбинации из ударов и блоков. Признаюсь, что сразу не воспринял эту технику — "для меня это уже не интересно, стоять в киба-дачи и размахивать руками по воздуху", — подумал я про себя, и делал упражнения чисто автоматически, наслаждаясь шумом волн и приятным пейзажем. И вдруг, шум прибоя, шум листьев пальм, свет восходящего солнца, моё дыхание совпали в едином ритме. " Да это же не размахивание руками по воздуху, это сложнейший комплекс дыхательных упражнений", — я искоса взглянул на Майкла. Его улыбка, лёгкий кивок и приподнятый указательный палец подтвердили, что я на правильном пути.

Также был очень интересен раздел, преподаваемый нам этим Мастером — это техника Мастера Аритомо Мурашимэ. Нам были показаны некоторые тонкости, сделавшие нашу технику настолько эффективной, что уже было страшновато протягивать свою руку партнёру для отработки приёма.

Вторая тренировка в тот же день (в этот период) была посвящена специальным техникам и методикам дыхания и медитации. Под словом "специальная" не следует понимать что-то сверх естественное или секретное, просто на эту тему был сделан основной упор, и последовательно, день за днём, эта тема развивалась. Этими техниками с нами занимался Мастер У Чоу Вин. Лично я с ним был знаком с самого первого моего приезда в Мьянму. Именно этот Мастер обучал меня технике ката "Тен-Шо". Ранее эта техника была известна у нас как "Тен-Но". Но, скорее всего, это моя недоработка, что в первый раз я услышал название неправильно. Очевидно, сказались стереотипы японской терминологии. Также, надеюсь, что вы мне сделаете скидку на то, что это был первый приезд в эту страну, была масса впечатлений и ощущений, совсем нереальных и непонятных для нашего европейского склада ума. Кроме того, тогда меня особенно не интересовали названия техник, поскольку поток информации полностью поглотил меня, и я совсем не думал о том, что в дальнейшем эти знания понадобятся другим людям и мне придётся их передавать и объяснять. В то время лично для меня та самая первая поездка должна была стать подводящей чертой моей карьеры в боевых искусствах.

Итак, ката "Тен-Шо" переводится как десять пальцев. Именно такое содержание в эту технику вкладывал Мастер У Таунг Дин.

Мастер У Чоу Вин, как и в первую нашу встречу, открыл мне много интересного, продемонстрировав технику "несгибаемой руки" и технику "скалы", когда сидящего человека невозможно сдвинуть с места. Раньше всё это было для нас фантастикой, а теперь, мы имели возможность видеть эти техники своими глазами. Кроме того, подробно была объяснена методика этих упражнений и их цель.

Очень интересно было узнать о том, что при помощи дыхания можно предвидеть встречи, а также о том, как нужно правильно дышать в поединке, чтобы добиться победы.

Если кратко охарактеризовать уроки Мастера У Чоу Вина, то можно сделать следующее заключение — наше физическое тело ограничено энергией, сознание же ограничений не имеет. Следует практиковать дыхательные техники для расширения энергетических возможностей своего организма.

После поездки на океан наше обучение продолжил Мастер У Тен Тун. С ним я знаком также с первого своего посещения Мьянмы. После этого мы встречались ещё дважды. Так что эта встреча была уже четвёртой. Поэтому, просмотрев возможности всей группы, У Тен Тун сразу начал тему: "Спарринг — как комбинаторный метод". То есть сочетание позиций, перемещений и других технических действий рассматривалось как единое целое, как единый метод ведения боя. Вроде бы всё было просто, но после демонстраций У Тен Туна начинаешь понимать, что ещё есть, над чем следует поработать. Мастер подробно разъяснял и демонстрировал технику уходов с точки зрения возможных действий противника. "Например, при уходе назад у вас остаётся значительно меньше шансов, чем при уходе в сторону", — говорил он. — "Ваши перемещения должны быть предназначены для правильного переноса веса". Подробный анализ каждой позиции, используемой в спарринге, постоянный контроль центра тяжести и движение к центру противника — всё это должно привести к пониманию того, что никогда не следует бояться атаки противника.

Особое внимание в спарринге обращалось на дыхание, напряжение в момент атаки и расслабление после атаки. Все эти моменты практикуются при помощи ката. " Ката — это дыхание, напряжение и расслабление. Если ученик не может этого делать, тогда зачем он вообще практикует ката и, тем более, спарринг?" — вот точка зрения Мастера.

Также очень просто он ответил на вопрос о практике различных техник в Школе: "Различные техники — это помощь для возможных ситуаций, которые могут быть и будут различными. Чем больше вы знаете и умеете, тем больше имеете шансов победить". Вот так всё оказалось просто с точки зрения Мастера, который не делит на части, а наоборот, объединяет.

Но при этом он ещё дополнительно сказал следующую фразу: "Нужно изучать различные техники, можно изучить их очень много, но враг-то один". Во избежании неправильного толкования слов Мастера различными недоброжелателями и теми, кто сам себя возвёл в ранг мастеров, поясню, что "враг — это ты сам". Именно ты, и никто иной, старается защитить своё нежелание учиться и совершенствоваться, придумывая для этого различные причины.

После того, как Мастер У Тен Тун продемонстрировал нам технику "Шанги" с оружием и без оружия, у нас возникло сразу столько вопросов, что ему пришлось рисовать карту Мьянмы и объяснять нам, какие племена где живут, какие техники ими использовались, как всё это отразилось на бирманском боевом искусстве, на технике "Шанги" в прошлом и в настоящем времени.

Поскольку это краткий отчёт о поездке, я коротко изложу только суть этого разговора. В дальнейшем, может быть, это будут отдельные статьи, а может быть, уже кто-нибудь из сегодняшних молодых читателей, оказавшись в Мьянме, в зале Мастера, сам напишет об этом более глубоко и подробно.

Итак, бирманские техники боя характеризуются очень активной работой рук и небольшими перемещениями с подскоками. Связано это, прежде всего, с национальной одеждой — мужчины в Бирме носили и носят сейчас длинные юбки. В такой одежде перемещаться быстро на длинные дистанции неудобно, а также были исключены высокие удары ногами в голову. Правда, юбка очень быстро превращалась в шорты (очень интересный способ), тогда можно было использовать и технику ног, но в бою на такие превращения времени уже не было.

Шанские племена носили широкие штаны. Поэтому они могли использовать более широкие и низкие позиции. Но при этом и они предпочитали наносить удары ногами не выше пояса. Если вы вспомните одну из версий названия Школы — "Чаун" — по-мьянмарски означает "кот", то имеющие кошек дома могут провести маленький эксперимент — поиграйте с ней. Что можно выделить в манере поведения вашей кошки в момент игры? Она сразу же будет откидываться на спину, защищаясь лапами. Это отличительная особенность всего семейства кошачьих (в китайских техниках есть даже такое название — "тигр, опирающийся на скалу"). Итак, шанские техники — это максимальное использование дыхания (кошка всегда шипит в бою) и, прежде атаки, тщательное изучение противника. Поэтому движения амплитудные, затягивающие, непредсказуемо меняющиеся направления движения, руки в постоянном движении, при этом используются все части рук. Это техника, изматывающая противника.

Шанские племена пришли в Бирму с севера, через Китай, образовав Shan State. А из Индии, пришли другие племена и осели на территории современного Chin State. Их стиль боя назывался "Чин". Использовались только нижние удары ногами и техники были короткими.

"Чаун" + "Чин", очевидно, это и есть прародители российского "Чой"? Это просто размышления.

Как вы понимаете, постепенно эти техники смешивались с чисто бирманскими, и рождался уже новый вид боевого искусства. В современной Мьянме теперь боевое искусство называется одним словом "Таинг", которое состоит из "Бандо" — множество стилей типа рукопашного боя, и "Банши" — ведение боя с различными видами оружия. Между разными школами проводятся традиционные ежегодные соревнования, но по единым правилам, и эти соревнования известны под названием "Летвей". Но при этом остаются и другие школы, хранящие свои техники и методики только внутри своей семьи. Каждый делает свой выбор сам.

Дальнейшее изучение программы привело нас к тому, что пора бы разобраться, в чём принципиальное различие между разными направлениями боевого искусства. Опять же, только выводы. КАРАТЭ — действие силы против силы. АЙКИДО — только следование за силой партнёра. В реальном поединке не применимо, поскольку даже после "атеми" следует продолжение движения. ТАЙЧИ — следование за силой с резкой сменой ритма движения, чтобы остановить противника. Слабость современного тайчи заключается в том, что упор делается на некие внутренние, энергетические способности. ШАНГИ — с этой точки зрения наиболее близка к тайчи, с той лишь разницей, что движение противника надо остановить, используя все свои возможности, как внутренние, так и внешние, не пренебрегая ничем, что дано природой.

Итоговые тренировки проводил с нами Мастер У Кхин Хлайнг, проверяя всё то, что мы усвоили от других мастеров. Занятия с этим Мастером незабываемы.

Мастер У Кхин Хлайнг вместе с Главой Школы присутствовал на аттестации и сам вручал нам дипломы, где поставил и свою подпись, как символ доверия и сохранения Знаний во времени.


 

Обсудить статью

[ В начало ]

 


Длина тематической ветви не более 16 ответов.

Cообщения, не относящиеся к тематике сайта, оскорбляющие участников или содержащие ненормативную лексику, будут удалены без предупреждений. Объявления или сообщения, носящие рекламный характер, будут также удалены.

Модератор: info@kanrit.ru

 

   Открыть новую тему


 

 


Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100

 

Разработка веб-сайта 2000г. AtSEO.ru